Поисковая система Google продолжает борьбу с некачественной или опасной рекламой. На этот раз жертвой стали микрозаймы, выдаваемые на срок до 60 дней. Российские микрофинансисты опасаются, что теперь цена привлечения клиента в других поисковых системах вырастет, однако признают, что находятся в лучшем положении, чем их иностранные коллеги.
Компания Alphabet, владелец поисковой системы Google, с 13 июля перестанет размещать в AdWords (система контекстной рекламы Google, рекламные объявления которой показываются в поиске Google, почтовом сервисе Gmail и сервисе YouTube) контекстную рекламу компаний, выдающих займы сроком до 60 дней. "
Такие кредиты могут привести к неподъемным платежам и высоким ставкам для заемщиков,-- написал в блоге Google директор по глобальным продуктам компании Дэвид Графф.-- Решение должно защитить наших пользователей от вредных или вводящих в заблуждение финансовых продуктов и не повлияет на компании, предлагающие ипотеку, автокредиты, кредитные карты, коммерческие кредиты".
Данное ограничение будет применяться во всем мире, в том числе и в России.
В России Google занимает второе место по популярности среди поисковых систем, уступая лишь Yandex. По данным LiveInternet, в апреле 2016 года доля Google в российском поиске составила 42,4%. Для российских МФО доля привлеченных клиентов за счет контекстной рекламы составляет порядка 15%, при этом подавляющая часть рекламы приходится на "Яндекс" (около 10%), а на сервисы Google -- порядка 5%, указывает управляющий директор сервиса онлайн-кредитования "Е заем" Лига Трупа. "Но глобально Google выступает монополистом и показывает нерыночное поведение в отношении игроков, которые не нарушали правил пользования рекламных возможностей AdWords",-- отмечает господин Болтнев.
"Есть федеральные законы, а когда регулированием рынка занимается непрофильная компания -- то это выглядит странно",-- говорит господин Бахвалов.
Представители других поисковых систем следовать примеру Google пока не намерены. Как сообщил "Ъ" первый заместитель гендиректора Rambler & Co Максим Тадевосян, Rambler & Co также смотрит на разные сегменты рекламы: проверяет ее на достоверность информации. "Если она несет риски для пользователя, мы ее запрещаем. Но запрещать что-либо, что не ограничено законом, в массовом порядке не видим смысла",-- пояснил он. Представитель Yandex Ася Мелкумова сообщила, что компания размещает рекламу займов, которая соответствует требованиям законодательства, при этом тщательно проверяет регистрационные документы рекламодателя. "У нас есть собственная политика, и там пока нет запрета рекламы микрозаймов",-- отмечает она.
Впрочем, российским микрофинансистам все же лучше, чем некоторым их зарубежным коллегам: во многих странах нет альтернативы Google, и вопросы продвижения услуг стоят очень остро. Однако до введения запрета еще есть время и ситуация с запретом может измениться, полагают участники рынка: уже сейчас в США профильные ассоциации начинают протестовать против инициативы Google.
Ольга Плотонова




SIA.RU: Главное