Система продаж ОСАГО в убыточных регионах может не стартовать в намеченный срок -- с 1 июня. В предложенную страховщиками конструкцию единого агента, в которой автовладельцы "распределяются" между компаниями по последним цифрам номера техпаспорта, вмешалась ФАС. В службе опасаются сговора компаний и отсева страховщиками "убыточных" клиентов. В ЦБ надеются уже на этой неделе снять разногласия с ФАС. По сведениям "Ъ", страховщикам придется отказаться от привязки цифр техпаспорта к компаниям.
За две недели до старта агентских продаж ОСАГО в убыточных для страховщиков регионах стало известно о проблемах с их запуском. "Модель агента -- это одна из реальных возможностей придать стабилизацию рынку ОСАГО. У наших коллег из ФАС есть опасения относительно законности всего этого мероприятия",-- заявил в пятницу зампред ЦБ Владимир Чистюхин. По его словам, антимонопольное ведомство усмотрело в системе агентских продаж "недостатки, которые могут говорить о сговоре компаний".
Напомним, дефицит полисов ОСАГО в ряде регионов Российский союз автостраховщиков (РСА) планировал ликвидировать за счет создания единого агента по продажам на этих территориях. Позже идея трансформировалась в сеть межагентских соглашений между страховщиками -- они будут продавать полисы друг друга. Количество полисов, выпущенных для продаж в таких регионах, будет зависеть от доли страховщика на рынке. Кроме того, каждой компании будет присвоен массив последних трех цифр ПТС. В итоге каждого автовладельца уже ждет назначенный случайным образом страховщик. Модель РСА была одобрена ЦБ -- по словам господина Чистюхина, "она ведет к более равномерному перераспределению рисков в регионах, которые считаются убыточными, и компаниям, которые ведут сейчас жесткую селекционную политику клиентов, придется принять на себя часть убытков". По мнению зампреда ЦБ, система не приведет к ущемлению мелких и средних страховщиков.
Как рассказал "Ъ" советник президента РСА Андрей Знаменский, ответственный за проект по созданию механизма продаж ОСАГО в проблемных регионах, "соглашение компаний о продажах ОСАГО должно быть по закону согласовано с ФАС, и, как только будет готов текст проекта, он будет отправлен в антимонопольную службу". По его словам, РСА предварительно решил узнать о вероятных претензиях ведомства. В итоге разработчикам системы пришлось пересмотреть часть механизма. "Были претензии у ФАС к технологии продаж, а именно к распределению полисов компаний по номерам ПТС,-- говорит господин Знаменский.-- Сейчас мы работает над пересмотром этой части проекта". По его словам, ФАС считает, что агент обязан предложить на выбор клиенту все компании, полисы которых у него имеются в наличии.
Читайте также:
В свою очередь, замглавы управления контроля финансовых рынков ФАС Лилия Беляева говорит, что "вопрос о создании агента по продаже полисов ОСАГО находится в процессе обсуждения" и "окончательного решения не принято".
Автоюристы уверяют, что модель продаж ОСАГО в убыточных регионах несостоятельна. "ЦБ три года не может решить проблему дефицита полисов ОСАГО,-- говорит глава компании "Главстрахконтроль" Николай Тюрников.-- И сейчас он пытается залить пожар керосином. Предлагаемая модель убьет конкуренцию, усилит селекцию клиентов, создаст колоссальную почву для злоупотреблений".
Тем временем в РСА рассчитывают, что консультации с ФАС не повлияют на время начала работы новой системы -- 1 июня. "Мы успеем направить документы в ФАС,-- ожидает Андрей Знаменский.-- В итоге система может начать работать с 1 июня в тестовом режиме, а уже после общего собрания РСА и получения согласования ФАС -- в полноценном формате".
Татьяна Гришина