Максимальный рост объемов пенсионных накоплений показали негосударственные пенсионные фонды (НПФ), работающие через банки и собственные сети, максимальный отток получили НПФ, сократившие расходы на привлечение. Таковы обнародованные вчера ЦБ результаты работы фондов в первом квартале 2016 года, подводящие итог переходной кампании.
Вчера Банк России обнародовал основные показатели деятельности НПФ по итогам первого квартала 2016 года. По ним можно судить о результатах кампании по переводу пенсионных накоплений граждан. Как следует из отчета, лидерами привлечения по ОПС в денежном выражении стали НПФ Сбербанка, Европейский ПФ, "Газфонд Пенсионные накопления", НПФ РГС и "ЛУКОЙЛ-Гарант". Список тех, кто привлек больше всего клиентов, примерно тот же: НПФ Сбербанка, Европейский ПФ, "Доверие", НПФ РГС, "Согласие", "Будущее" (вместе с поглощенным Стальфондом) -- каждый из этих фондов управляет пенсионными накоплениями более 200 тыс. клиентов. У других НПФ число таких клиентов не превышает 100 тыс. человек. Максимальный отток по ОПС зафиксировали в Промагрофонде (220 тыс. человек) и НПФ электроэнергетики (180 тыс.). В итоге по числу клиентов первое место в сегменте пенсионных накоплений у группы "Алор" (5,85 млн человек), группы "Открытие" (4,37 млн), НПФ Сбербанка (4,23 млн), группы О1 (3,85 млн), группы БИН (3,75 млн). Эти игроки контролируют около 75% этого сегмента рынка.
Напомним, по итогам кампании 2015 года были одобрены заявления на переход клиентов из ПФР (4,09 млн человек) и других НПФ (3,14 млн). В результате кампания стала рекордной по отчислениям НПФ агентам в расчете на одного реально привлеченного клиента (см. "Ъ" от 25 марта). По оценкам участников рынка, на оплату услуг агентов по привлечению клиентов НПФ направили около 12 млрд руб.-- почти половину доходов от управления средствами граждан в 2015 году (до 25,8 млрд руб.).
Лучшие результаты в привлечении показали фонды, работавшие через банки, такие как НПФ Сбербанка, фонды группы БИН ("Европейский" и "Доверие"), и через собственные сети -- НПФ РГС, отмечает управляющий директор по корпоративным рейтингам RAEX ("Эксперт РА") Павел Митрофанов.
"Лидерство НПФ Сбербанка вполне закономерно с учетом того, что он привлекает клиентов через крупнейшую розничную банковскую сеть. Другие игроки, работавшие через банки и собственные сети, вплотную подошли к его результату, однако с большими затратами на привлечение",-- говорит господин Митрофанов. Если у НПФ Сбербанка, исходя из затрат на привлечение, один новый клиент обходился менее чем в 700 руб., то в ряде фондов затраты составляли 3,8-6,5 тыс. руб. Высокие затраты Европейского ПФ, "Доверия" и "Будущего" отмечает и директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин. "Массовое привлечение могут позволить себе немногие игроки, заинтересованные в доступе к длинным пассивам и имеющие стабильные драйверы прибыли в составе группы",-- говорит Юрий Ногин.
Павел Аксенов




SIA.RU: Главное