ОАО РЖД продолжает ужесточать отношения с клиентами: монополия, сохранившая тарифную надбавку на перевозку угля, намерена продлить высокий тариф и для экспорта нефти и нефтепродуктов. Участники железнодорожного рынка уверены, что повышенный тариф стимулирует экспортеров уходить на другие виды транспорта, но эксперты замечают, что нефтяников мало беспокоит даже максимальная надбавка.
ОАО РЖД может продлить действие экспортной надбавки к тарифу ФАС на 13,4% на перевозку нефти и нефтепродуктов, заявил вчера вице-президент компании Салман Бабаев. С 2013 года она имела право на тарифный коридор -- повышать тариф до 13,4% или давать скидку до 12,8%. Сейчас максимальная надбавка на экспорт нефти и нефтепродуктов в 13,4% действует до августа. Но, как отметил топ-менеджер, транспортная составляющая в цене этих грузов невелика, поэтому максимальный тариф должен быть продлен. Впрочем, ОАО РЖД, видимо, готово к дискуссии: как пояснил позже "Ъ" господин Бабаев, после прекращения действия надбавки нужно будет принять решение, в каком виде ее продлевать. Может быть, стоит дифференцировать ее по типам грузов или по транспортным издержкам, добавил он.
В конце 2014 года ОАО РЖД ввело максимальные надбавки на ключевые экспортные грузы (кроме энергоугля). Это вызвало протесты грузоотправителей, недовольных ростом транспортных издержек при падении мировых цен на сырьевые товары. Но летом 2015 года, после того как Владимира Якунина на посту президента ОАО РЖД сменил Олег Белозеров, в монополии стали говорить о готовности изменить тарифную политику. Чтобы стимулировать возврат грузов на железную дорогу, ФАС разрешила ОАО РЖД расширить нижнюю границу коридора до 25%. На первый квартал этого года была отменена надбавка к тарифу для продукции черной металлургии, а в январе надбавку сняли и на сырье для производства алюминия. Но гибкость новой политики ОАО РЖД имеет пределы, показал, недавний отказ монополии отменять надбавку в 13,4% на коксующийся уголь и 1,4% на энергетический (см. "Ъ" от 19 мая) и нынешняя позиция по нефти.
Источники "Ъ" на рынке отмечают, что сохранение надбавки приведет к росту транспортных расходов нефтяников, повысит их интерес к альтернативным видам транспорта (трубопроводному, автомобильному, водному) и приведет к уходу доходных грузов с железной дороги.
Анастасия Веденеева, Дмитрий Козлов; Наталья Скорлыгина, Сочи




SIA.RU: Главное