Пояснения ЦБ о применении положений антиотмывочного закона были опубликованы в "Вестнике Банка России" в четверг. Они стали ответом на частный запрос банка. Кредитная организация интересовалась, можно ли прекратить отношения с клиентом по договорам, в отношении которых сомнительные операции не проводились, если "подозрительные" операции были выявлены по другим его счетам. В своем ответе регулятор фактически разрешил банкам полностью разрывать отношения с клиентами, с которыми был расторгнут договор по одному из счетов из-за нарушений антиотмывочного закона (115-ФЗ).
До сих пор возможность полного разрыва отношений с клиентом, замеченным в нарушении антиотмывочного законодательства, не была определена. Согласно закону, банк может прекратить отношения с клиентом по счету, в отношении которого в течение календарного года было принято два и более решения об отказе в выполнении распоряжения из-за нарушений 115-ФЗ. "Нормы закона 115-ФЗ сформулированы так, что допускают двоякое толкование. Из них неясно, банк вправе расторгнуть лишь договор счета, по которому было допущено нарушение, или прекратить дальнейшее сотрудничество в целом",-- отмечает управляющий партнер адвокатского бюро "Дмитрий Матвеев и партнеры" Дмитрий Матвеев.
"ЦБ совершенно правильно выбрал расширительное толкование, поскольку при регулярном совершении сомнительных сделок возникает вопрос о добросовестности самого клиента",-- поясняет Дмитрий Матвеев. "Если клиент совершает сомнительные операции по одному из счетов, то для нас он автоматически становится сомнительным клиентом",-- добавляет заместитель руководителя службы финансового мониторинга клиентских операций ВТБ 24 Игорь Венгеров. Однако ясности в том, можно ли полностью отказать в обслуживании такому клиенту, у банков не было.
В отсутствие разъяснений по данному вопросу банки занимали осторожную позицию. Когда отказывают в проведении операции, банк ожидает, что клиент поймет и учтет претензии банка либо уйдет по собственной инициативе, но так случается не всегда, отмечает Игорь Венгеров. "Не желающие добровольно уходить из банка сомнительные клиенты могли доставить массу проблем,-- рассказывает начальник юридического управления СДМ-банка Александр Голубев.-- У нас был такой проблемный клиент с кредитом в банке. И как бы нам ни хотелось с ним расстаться, мы не рискнули расторгать кредитный договор: в суде он бы мог взыскать с нас ущерб, полученный из-за досрочного погашения кредита, а также заявить об ущербе, нанесенном его деловой репутации".
Заручившись разъяснениями ЦБ, банки смогут избавиться от подозрительных клиентов.
"Разъяснения ЦБ касаются любых счетов, и теперь при расторжении одного договора мы автоматом можем расторгать остальные",-- отмечает управляющий директор организационно-правовой дирекции Нордеа-банка Константин Каричев. При этом нивелировать риски судебных разбирательств банки намерены, указав в договорах, что основанием для их досрочного прекращения является нарушение клиентом 115-ФЗ.




SIA.RU: Главное