Вчера утром в Иркутской области были обнаружены обломки принадлежавшего МЧС Ил-76, который пропал за два дня до этого при тушении пожаров. Все десять членов экипажа погибли, пока найдены останки восьми человек. СКР основными версиями считает возможную техническую неисправность и ошибку в пилотировании. По мнению же коллег погибших, опытные пилоты могли не справиться с управлением самолетом, потому что тушили огонь на предельно низких высотах в условиях нулевой видимости.
Первым обломки самолета Ил-76 ФГБУ "Аварийно-спасательная компания" МЧС России обнаружили члены экипажа Ми-8 "Авиалесоохраны", проводившие разведку с воздуха и участвовавшие, как и все воздушные суда в регионе, в поисковой операции. Они сообщили наземным службам, что на склоне сопки видят хвостовую часть самолета и разбросанные мелкие обломки. На место тут же были направлены спасатели отряда "Центроспас", которые около семи часов утра (2:00 по Москве) в четырех километрах от поселка Рыбный Уян в Качугском районе нашли на сопке сильно обгоревшие обломки самолета. Заместитель главы МЧС Леонид Беляев на заседании оперативного штаба объявил, что начинается "фаза по ликвидации последствий авиационной катастрофы", а эвакуация тел погибших будет проводиться с вертолетных площадок, которые подготовят спасатели, очистив под них участки от леса.
На место катастрофы вчера вместе с господином Беляевым и губернатором Иркутской области Сергеем Левченко отправились спасатели МЧС, специалисты Следственного комитета РФ, Межгосударственного авиационного комитета, военной прокуратуры, патологоанатомы. Как сообщила "Ъ" начальник пресс-службы областного правительства Ирина Алашкевич, территория, на которой лежат обломки самолета, сильно выгорела. Вчера на месте крушения обнаружены оба бортовых самописца и останки погибших. На оперативном совещании в Иркутске, которое провел глава МЧС Владимир Пучков, сообщили, что, по данным на 20:00 по местному времени, найдены останки восьми человек.
Читайте также:
СКР возбудил дело по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). Следователи изъяли на аэродроме в Усольском районе Иркутской области, с которого вылетал самолет, всю связанную с ним документацию, образцы топлива и приступили к допросам "лиц, причастных к организации перелета и заправке самолета". Сейчас следователи восстанавливают картину катастрофы. Местные жители рассказали, что видели, как Ил-76 сбросил воду на пожар, после чего резко повернул на юго-восток. Спустя некоторое время они услышали хлопок. Следственный комитет РФ пока основными считает версии ошибки экипажа (он состоял из пяти человек, остальные были бортоператорами, работавшими на водосбросе) или технической неисправности самолета. Многое, как обычно, прояснится после расшифровки "черных ящиков". Между тем коллеги погибших пилотов вчера указывали "Ъ" на условия, в которых пришлось работать на пожаре опытнейшему экипажу. Как рассказал "Ъ" один из бывших сослуживцев командира экипажа Леонида Филина, штурмана Георгия Петрова и бортинженера Виктора Кузнецова (они ранее служили в военно-транспортной авиации, в дивизии особого назначения, дислоцировавшейся в подмосковном Чкаловском), все трое имели огромный опыт работы именно на Ил-76, в том числе в особо сложных условиях в горячих точках.
Коллеги погибших пилотов пока не спешат делать выводы о причинах крушения самолета. Они отмечают, что, по неподтвержденным данным, за день до катастрофы Леонид Филин совершил один вылет на тушение пожара, после чего доложил руководству об особенно сложных условиях работы. Дело в том, что максимально эффективная высота сброса воды, по словам пилотов--собеседников "Ъ", составляет 70-100 м, а господин Филин якобы говорил, что на иркутском пожаре на такой высоте из-за дыма и плохих метеоусловий видимость была нулевой. К тому же экипажи работали не по границе пожара, а заходили и в самое пекло.
Екатерина Еременко, Иркутск; Сергей Сергеев