Турция опять открыта для русских туристов. Совсем скоро к пляжам Анталии потянутся чартеры с отдыхающими. Очень жаль, что большинство настоящей Турции не увидит.
Признаюсь: в качестве одного из вариантов отпуска я рассматривал большое автопутешествие по Турции. Причем еще до того, как наши страны стремительно помирились, а запрет на организованный туризм был скоропалительно снят.
Запрет был, пожалуй, даже дополнительным аргументом в пользу того, что ехать стоило бы именно туда. Падкие на бесплатный алкоголь постояльцы all-inclusive туристических резерваций -- вечная проблема для человека, который на отдыхе ищет покоя, дружелюбной атмосферы и качественного сервиса.
Впрочем, даже в те времена (до войны в Сирии, когда окрестности Анталии, километров на триста на запад и восток, буквально захлебывались от горланящих русских, немцев и англичан), самостоятельное путешествие по побережью Эгейского и Средиземного морей раз за разом, даже для человека, объездившего больше 50 стран, оборачивалось захватывающим приключением, фантастическими воспоминаниями и зарядом бодрости на несколько месяцев.
Главное -- сбежать из концлагеря туристических зон и организованного отдыха.
Алгоритм простой: прилетаешь в любой приморский город, берешь машину в аренду и едешь. Можно -- куда глаза глядят, все равно за первым же поворотом откроются такие виды, что захочется притормозить, а там как раз приветливый турок жарит такую кюфту... а к ней еще свежевыжатый гранатовый сок. Можно -- тщательно спланировать маршрут по справочникам и путеводителям, но приготовьтесь: плотность античных древностей на побережье такая, что через несколько дней у очередного древнегреческого храма вы даже притормаживать не будете. Можно -- выбрать уютную гостиницу на любой вкус и бюджет, причем необязательно у моря, мой любимый крошечный гестхаус прячется в реликтовой оливковой роще на берегу пресно-соленого озера. А потом, если хватит денег, времени и сил, заехать на несколько дней в Стамбул, один из величайших городов на планете.
Лайфхак: лучше брать дизель. Бензин в Турции дорогой: на наши деньги порядка 100 руб. за литр, ездить захочется много, кондиционер в машине тоже понадобится.
Продолжу для всех остальных: турки вообще-то очень открытый и дружелюбный народ, можно надеяться, что недавние катаклизмы их не ожесточили. Но чтобы получить максимум удовольствия (а также не нажить ненужных проблем, например не обидеть местных жителей неуважением к их традициям и образу жизни), придется много и довольно колоритно общаться -- на всех доступных языках, включая жесты и обмен денежными знаками.
Читайте также:
И вообще, если вы не чужды экономического образа мышления, будет интересно. Ведь перед вами быстрорастущая, но все еще очень многоукладная экономика, где XXI век может спокойно соседствовать и сочетаться со средневековыми ремеслами и многовековыми традициями. Причем в России, несмотря на, казалось бы, огромный поток туристов и товарооборот, взгляд на Турцию затуманен массой мифов и стереотипов.
Во-первых, конечно, миф о том, что Турция -- аграрная страна. Это не так уже лет 25.
Во-вторых, представление, что Турция -- бедная страна с колоссальным неравенством. И это не вполне верно. ВВП на душу населения по состоянию на 2014 год превышал $10 тыс.-- немногим меньше, чем в России.
В-третьих, якобы низкое качество товаров -- это вообще стереотип времен "Черкизона".
Наконец, прочно сформировавшийся у тех, кто не вылезал за пределы туристических загородок, стереотип: "турки неграмотны". На самом деле, в Турции очень велик престиж образования.
МАКСИМ КВАША