Главный айтишник Альфа-Банка Мартин Пилецки убежден: технологии для банков – не главное. В интервью SIA.RU руководитель блока информационных технологий Альфы объяснил свое, на первый взгляд, парадоксальное утверждение, рассказал, зачем банки принимают на работу бывших предпринимателей и почему из десятка IT-идей «выстреливает» только одна.
«Банкам нужны предприниматели»
Мартин, вы уже работали в Альфа-Банке в начале двухтысячных (с 2001 по 2008 годы). Говорят, в одну реку дважды войти нельзя, но вы несколько лет назад вернулись в банк. Почему?
– Я много раз задавал себе этот вопрос. Видимо, карма: пришел «расплатиться» за свои грехи прошлого. Это без шуток. Сейчас я занимаюсь в Альфа-Банке тем, чем не было желания заниматься при моем первом опыте работы. Это более глубокие, более системные и менее медийные вещи: бизнес-процессы, информационные технологии.
Российский банковский бизнес с точки зрения технологий на мировом уровне как себя ощущает?
– А что такое мировой уровень? Есть такая догма, что банковский мир – это большие банки в США и Европе. Но это не так.
Я, например, всем рекомендую смотреть сейчас на Восток, на Азию: там рождаются чудеса, которые будут влиять на банки будущего. То, что делают сейчас банки в Малайзии, в Сингапуре, на Филиппинах, в Пакистане, в Африке, гораздо более сильно повлияет на этот мир, чем мы ожидаем.
Банки в США и Европе консервативны. После кризиса в менеджмент многих больших банков пришли политики. Государство вернуло себе большие доли банковского бизнеса и поставило в менеджмент своих чиновников. Да, они добросовестные. Но они боятся – скандалов, рисков. Политик никогда не возьмет на себя риски предпринимателя. Поэтому ни в Европе, ни в США сейчас нет того развития, которого я бы ожидал. А в России гораздо больше инноваций, чем мы думаем.
Где вы берете кадры для работы в «Альфа-Лаборатории» (IT-подразделение банка, которое занимается разработкой новых электронных продуктов – прим. ред.)? Как находите «золотые головы»?
– На этот вопрос нет однозначного ответа. Как сделать хороший суп? Посмотрю ингредиенты, сделаю все по инструкции – но все равно не то, чего-то не хватает. Так и тут – нет проверенного «рецепта».
Точно могу сказать – и этот тренд я чувствую не только в Альфе – банки начали искать для работы в IT-сфере предпринимателей. Мозг банковского работника хорош, но он уходит от рисков, предпочитает коллегиальные решения.
Предприниматели могут быстро принимать самостоятельные решения, брать на себя риски, понимают, как бизнес устроен. Поэтому первое – мы ищем не просто IT-специалистов, а IT-специалистов-предпринимателей. И не только в Москве, но и в регионах. 80-90% специалистов «Альфа-Лаборатории» – это не москвичи.
Второе, что важно, – это видение большой картины. Нужно, чтобы человек хорошо знал и процесс, и технологии, и бизнес. Потому что все это связано. Были времена, когда IT-блоки были спрятаны в подвалы за закрытыми дверьми. Айтишника было видно издалека: белый плащ, белые ботинки, черные профессорские очки (смеется). Но это не мир XXI века.
Сегодня квалификация специалистов должна быть кросс-блочная, кросс-бизнесовая. Люди, которые работают в компании, должны понимать бизнес-составляющую, потому что их задача – защитить финансовую модель своей идеи, принять решение с позиции менеджера.
Мы знаем, что Альфа-Банк реализует программу регионализации: IT-блок постепенно «выводится» из Москвы в другие города. Какие функции передаете регионам?
– Действительно, современные технологии, удаленный доступ позволяют очень хорошо интегрировать людей из регионов. Сейчас наши центры поддержки работают в Екатеринбурге, Барнауле, Ульяновске. В Питере – после покупки Балтийского банка – тоже видим много перспектив.
Два года назад мы начали передавать коллегам в регионы простые процессы, сейчас обсуждаем перенос сложных – поддержку процессорной системы и так далее.
Не страшно?
– Нужно доверять. Делегировать ответственность. Практика показывает, что если людям дать возможность, они могут показывать большую храбрость, предлагать отличные решения.
«Банки требуют поменять культуру»
В последнее время Альфа-Банк в плане технологий старается быть впереди рынка. Выходит, вы должны понимать, что нужно сделать сегодня, чтобы предложить востребованное решение завтра. Как угадываете тренды?
– IT-тренд уже все поймали. Я бы сказал, что сейчас в технологиях нет большой разницы между банками. Теперь мы выходим на вторую степень – развития культуры.
Недавно был на одной крупной конференции по технологиям. «Диджитализация», «мультиканальность», «цифровизация» – все эти термины, модные слова летали туда-сюда. Участники конференции говорили о том, что общий банковский рынок мира по IT-технологиям – это 15-20 млрд долларов в год.
Большой рюкзак денег, и все они хотят получать больше и больше из этого рюкзака. А я говорю: ребята, вы не понимаете, в чем ваша задача. Не смотрите на технологии. Банки сегодня не требуют технологий, банки требуют поменять культуру.
Что вы имеете в виду?
– Ну, например, живешь ты в Каменном веке и покупаешь себе лазерную пушку. Ты же будешь ее использовать как дубинку – молотить по головам неандертальцев. Потому что культура такая, что надо иметь в руках что-то типа такой дубинки. Культура – значит понимать, как устройство работает, почему оно работает, чем оно лучше. Все сегодня говорят о технологиях, но это – упрощение задачи. Культура – это гораздо сложнее.
Я могу сделать какой угодно банкинг, могу внедрить робота, но если не поменяю свои процессы, свои взаимоотношения с клиентами, что будет? В свое время были попытки пшеницу выращивать в Сибири. Но без культуры, без готовности почвы к зерну ничего не вырастет.
А потом все удивляются: я вбухал столько миллиардов в технологию, а она ничего не принесла. Банкиры хотят быстрых результатов, окупаемых проектов, финансовой отдачи. Изменение культуры требует долгих лет.
Глава Сбербанка Герман Греф недавно сказал, что информационные технологии развиваются так быстро, что банки скоро вовсе будут не нужны. Поддерживаете это мнение?
– Не хочу спорить. Но я считаю, что технологии – это как одежда. Да, в XV веке носили другие шляпы и платья, чем в XXI, но суть-то та же: человек остается человеком. И останется. Так и банк будет банком. Пока будут деньги, ничего глобально не изменится.
Что такое банк по сути? Есть очень простая дефиниция: в банке работают с чужими деньгами. И технологии этой функции не изменят.
То есть банки продолжать кредитовать, принимать вклады?
– Да. Самое главное – не технологии, а безопасность. За всю историю было уже так много финансовых скандалов, банкротств – государств, банков, корпораций… Люди стали осторожней. Банки те хороши и те останутся, которые смогут комбинировать технологичность, культуру, добросовестность.
«Никто не знает, какая технология ‘полетит’»
Над технологиями можно работать внутри компании, улучшая бизнес-процессы, а можно развивать IT вовне – в работе с клиентами. Вы на чем акцентируетесь?
– Наш главный управляющий директор Алексей Марей и акционеры банка всегда исходят из того, что любой внутренний процесс имеет влияние на клиента. Безопасность, риски – все это клиенту не видно, но любые изменения этих внутренних процессов имеют колоссальное влияние на качество клиентских услуг.
Любой человек в банке влияет на клиента прямо или косвенно. И непрямое влияние гораздо страшнее, потому что появляются «серые зоны», возникает отторженность людей. Поэтому когда коллеги приходят с предложением как-то изменить внутренний процесс, Алексей Марей всегда спрашивает: «Как это повлияет на клиентские впечатления? Клиент получит справку быстрее? Он будет более доволен? Что для него изменится?».
Задача не в том, чтобы поставить новый сервер, а в том, чтобы улучшить клиентские впечатления.
Наверняка не все ваши IT-идеи «выстреливают». Бывало такое, что на какую-то задачу возлагали большие надежды, но отдачи не получили, не «полетело»?
– Это очень важный вопрос. Что отличает банковский и небанковский бизнес? Культура страха и наказания. Иногда банки – в связи с тем, что работают с чужими деньгами – слишком педантично смотрят на возврат денег. Во многих банках возникает культура, когда все должно быть доказано сто раз, и людей наказывают за неуспех.
Но внедрение технологи – непредсказуемый процесс. Есть масса технологий, которые никогда не вернут деньги, и это нормально.
Никто не знает, какая технология «полетит». Это станет известно только через пару лет. Тут как в бизнесе: из десяти стартапов «выстреливает» один. Поэтому мы требуем сделать 25 попыток, чтобы одна из них оказалась успешной. Выращиваем много семечек, и о том, что какие-то «не взошли», никто не говорит.
Это культурные изменения банка. Банку нужно научиться абсорбировать неудачи. Хвалить людей за то, что они попробовали – чтобы те не боялись, чтобы несли ответственность, чтобы были способны самостоятельно «отключить» задачу, если понимают, что она не «полетит».
Я убежден: компании, которые способны признавать свои ошибки, будут побеждать тех, кто ошибки прячет и говорит: «У нас все хорошо». Тот, кто признает: «Я ошибся», уже учится. Тот, кто скажет: «Это не я, это поставщик, это законодательство, это Центробанк» – никогда не будет учиться. И будет наступать на те же грабли заново, заново, заново – сто раз!
Альфа-Банк в связи с кризисом сократил инвестиции на IT-сферу?
– Сократил. Но это и к лучшему. Когда много денег – ничего хорошего. Мы мобилизовали ресурсы и сейчас делаем больше за меньшие деньги.
Необходимость работать в рамках ограниченных бюджетов развивает фантазию?
– Да. Помогает найти синергии, использовать их. А еще кризис хорош тем, что избавляет от иллюзий.




SIA.RU: Главное