Ваша жизнь стоит 2 млн руб. Но не всегда, а только если вы погибли в ситуации, когда ответственность перед вами была застрахована. Или гораздо меньше, если стечение обстоятельств не столь "удачное". Или гораздо больше, но доказать это суду и добиться адекватной оценки будет непросто.
[photo 1]
Если вы погибли при пожаре в психдиспансере, ваша жизнь оценена в 500 тыс. руб. (Московская обл., 2013 год, 38 погибших), при взрывах боеприпасов на складе -- в 300 тыс. руб. (Самарская обл., 2013 год, один погибший), от пожаров и наводнений -- 1-2 млн руб. (Сибирь и Краснодарский край, 2012 и 2015 годы), убили террористы -- семьи получат около 2-3 млн руб. А вот у виновника смерти ребенка, умершего по халатности врачей, можно отсудить до 15 млн руб. (Санкт-Петербург, 2015 год).
Тут главное -- самому не сойти с ума: адекватной системы денежной оценки человеческой жизни, позволяющей определиться со справедливой суммой компенсации, в РФ нет.
Как и зачем считать
Жизнь человека бесценна -- на этом стоят мировые религии, культура, этика, право. И все расчеты стоимости человеческой жизни, которые делают социологи и экономисты, это, по сути, определение потерь страны и общества от смерти гражданина, а также справедливой суммы компенсации ущерба и страданий семье погибшего.
Конечно, результаты зависят от методик, говорит социолог Татьяна Карабчук из НИУ ВШЭ. В первую очередь стоимость жизни человека определяется страной, в которой он живет. Обычно учитываются общая продолжительность жизни граждан, ВВП на душу населения, расходы домохозяйств, уровень образования, а также риски гибели человека, его пол, возраст, доход, семейное положение. Многое здесь зависит от того, определяется ли стоимость жизни директивно государством или с учетом общественных дискуссий, тяжб в судах, по сути -- торга, в основе которого лежат политическая демократия и рыночные практики.
В России не принято задумываться о том, что теряют люди в случае смерти близких. А вульгарное понимание стоимости жизни как рыночного товара отталкивает людей от обсуждения. На государственном уровне это служит хорошим оправданием бездействия.
"Например, суммы компенсационных выплат семьям погибших становятся крайне низкими вследствие наличия у государства таких отговорок, что жизнь погибшего аморально измерять в деньгах",-- указывается в статье "Как оценить стоимость человеческой жизни?", написанной Татьяной Карабчук, Мариной Никитиной, Викторией Ремезковой и Натальей Соболевой.
Табуированность темы, в частности, приводит к тому, что общество не знает, сколько оно готово потратить, чтобы спасти жизнь одного человека или предотвратить чрезвычайную ситуацию, ДТП, авиакатастрофу, взрывы
Компенсации для россиян
Пересек границу РФ -- и цена жизни другая. Наглядный пример -- июльский теракт в Ницце, унесший жизни 84 человек из 12 государств (еще более 300 ранены). Семьи двух погибших россиянок, а также пяти пострадавших могут получить денежные компенсации от французского правительства, следует из информации на специальном сайте: "Все жертвы имеют право на получение компенсации независимо от гражданства". Это означает, пояснили "Деньгам" французские дипработники, что россияне, как и другие иностранные граждане, могут обращаться за компенсациями в течение десяти лет.
На эти цели будет выделено 300-400 млн евро, сообщила помощник премьера Жюльетт Меадель. Деньги распределяются через правительственный фонд FGTI для жертв терактов, формируемый с 1986 года из взносов страховщиков за каждый проданный полис (сейчас в фонде около 1,4 млрд евро). Точная сумма выплат, указывает FGTI, будет зависеть от того, какие документы, подтверждающие ущерб, предоставят в фонд родственники погибших и пострадавших. В частности, нужны свидетельства о смерти, медицинские справки о травмах и их последствиях, описания денежных и моральных потерь. Но по самым грубым прикидкам на каждого погибшего в фонде резервируется как минимум 1 млн евро.
Из этого следует, что жизнь россиян, погибших в теракте в Ницце, правительство Франции оценивает намного выше, чем наше правительство -- жизнь граждан, погибших в терактах в России.
Семьям 34 жертв двух взрывов в Волгограде 29 и 30 декабря 2013 года государство из федерального и местного бюджетов выплатило по 2 млн руб. Примерно столько же выплачивает, но уже "Ингосстрах", родственникам 224 пассажиров лайнера "Когалымавиа", взорванного 31 октября 2015 года террористами в Египте на пути в Санкт-Петербург: семьям погибших на 1 августа выплачено 402,88 млн руб., сообщила "Деньгам" пресс-служба страховщика. Еще по 1 млн руб. за каждого погибшего обещала выплатить мэрия Петербурга, так что итоговая сумма за погибшего -- по 3 млн руб. (около .40 тыс.). И 25 тыс. руб.-- на погребение.
Правда, это шаг вперед: семьи 13 погибших в теракте на Пушкинской площади в 2000 году получили примерно по $1 тыс.
Не считая морали
Часто размер возмещений в связи с гибелью людей в России составляет около 2 млн руб., отмечает "Росгосстрах". Это минимальная сумма, на которую государство обязало, например, перевозчиков (авиа, метро, автобусы и пр.) страховать пассажиров по гражданской ответственности. На столько страхуют военных Минобороны, промышленные предприятия. К 2 млн руб. с 2015 года привязана и медстраховка для граждан, выезжающих за рубеж, пояснили во Всероссийском союзе страховщиков. Именно столько часто и выплачивают -- вне зависимости от того, были ли у жертвы семья, дети.
Откуда взялась именно эта сумма, чем она обоснована, неясно. Возможно, замечает Татьяна Карабчук, это "просто базовое понимание, рожденное на уровне госорганов".
В любом случае "ценность жизни россиян существенно недооценивается" даже в экономических реалиях РФ, не говоря уже о сравнениях с западными странами, уверены Карабчук и Алексей Зубец, руководитель центра стратегического анализа и планирования "Росгосстраха" и проректор Финансового университета.
По методике оценки человеческого капитала, средний показатель стоимости жизни в России составлял в 2014 году около 50 млн руб., отмечается в упомянутой уже статье "Как оценить стоимость человеческой жизни?". На тот момент это было $1,6 млн, что "крайне мало" и "сравнимо с развивающимися странами Азии". В США, например, по той же методике подсчета человеческая жизнь в среднем оценена в $6,7 млн (в четыре раза больше), в Великобритании -- в $13 млн (в восемь раз больше), в Японии -- в $11,9 млн, а в Швеции -- в $5,9 млн.
В странах, где человеческая жизнь ценится выше всего, учитываются личностные факторы: недополученная выгода семьи погибшего и, что крайне важно, ее моральные страдания. "Как только учитываются переживания, настроение человека, стоимость жизни резко возрастает",-- говорит Зубец. Дальше всего здесь пошли в Великобритании, считает Карабчук: помимо моральных затрат там учитывают, например, ущерб в связи с неродившимися детьми (если человек погиб, например, в возрасте до 20 лет), а также то, сколько люди готовы заплатить, чтобы снизить риск потери жизни (например, покупая дополнительные подушки безопасности в автомобиле).
В России схожие расчеты в 2015 году провел Финансовый университет при правительстве РФ. Согласно им, стоимость жизни для страны и общества, определяемая на основании только экономических потерь средней статистической семьи,-- 9,1 млн руб. "Полная стоимость человеческой жизни с учетом морального ущерба составляет в России 39 млн руб. (около $624 тыс.) против $2,55 млн по миру в среднем",-- говорится в исследовании.
Моральные страдания не принимают в расчет или не могут перевести в деньги ни сами россияне в опросах "Росгосстраха", ни суды, со скрипом учитывавшие этот фантомный, по их мнению, фактор, который непонятно как считать.
Однако подходы судов к оценке жизни со скрипом, но меняются. Показательный случай в 2014 году произошел в Петербурге, где Ирина Разина подала в суд на ПСПбГМУ им. И. П. Павлова, где в 2010 году из-за неправильно проведенных родов новорожденный получил повреждения головного мозга и через два года умер. В 2015 году вуз по решению суда выплатил ей 15 млн руб. компенсации за ущерб здоровью и моральный вред, в оценке которого помогал "Росгосстрах".
Упавшая самооценка
Не понимая, как оценивать стоимость своей жизни и моральные страдания, наши граждане часто ориентируются на выплачиваемые суммы. А это, в свою очередь, мешает их повышению. К тому же власти считают, что не только низкие компенсации, оцениваемые как несправедливые, ведут к социальному напряжению. "Слишком высокие, по мнению населения, выплаты также не будут способствовать улучшению общественных отношений",-- отмечает в докладе "Росгосстрах". Вплоть до того, говорит Зубец, что люди могут соблазниться высокой выплатой и умереть ради близких. Впрочем, такой шаг свидетельствовал бы не об алчности, а крайней нужде и отчаянии людей. "Никто не застрахует человека с доходом 1 млн руб. в год на $10 млн, в том числе, чтобы избежать мошенничества",-- соглашается Армен Гурумян из компании--страхового брокера "Марш".
Доход людей сегодня -- якорь для собственной оценки стоимости жизни: в РФ половина граждан, по данным Росстата, получают меньше 23,5 тыс. руб. в месяц. Как следствие, по опросам "Росгосстраха", проводимым ежегодно с 2007 года в 35-44 городах РФ (7,5-16 тыс. респондентов), медианное значение "справедливой компенсации", то есть сумма, устраивающая большинство россиян, за все годы исследований особо не менялось: 1-1,4 млн руб.
На самом деле правительственные ведомства все же оценивают жизнь россиян довольно высоко, говорит Карабчук, но для понимания общественных потерь и обоснования своих затрат. Логика тут простая: в развитых экономиках исходят из того, что чем выше стоимость человеческой жизни, тем выше порог материальной ответственности правительства, ведомств и компаний, поясняют собеседники "Денег". А значит, тем больше рыночная система вкладывает в безопасность, чтобы не платить штрафные санкции. Но у РФ особенная стать: цена жизни низка, компании и ведомства платят в случае смерти людей мало, при этом рыночных оценок жизни нет, но вкладываться в безопасность все же надо. Для этого требуются какие-то адекватные расчеты.
Например, НИУ ВШЭ готовил расчеты для ГИБДД в 2015 году, чтобы ведомство определило, сколько денег направить на программу безопасности движения: где и сколько строить пешеходных переходов, светофоров. Вопрос очень актуальный, ведь в России, по данным Росстата, в ДТП каждые 30 минут гибнет один человек, или 25 тыс. в год в среднем, а экономические потери от аварий, по расчетам ВШЭ, в 2013 году достигли 487,1 млрд руб. В расчетах для ГИБДД стоимость человеческой жизни в 2014 году составила 11 млн руб., говорит Карабчук, добавляя: "Но это не инструмент для выплат родственникам жертв ДТП".
Максимальный размер выплаты в связи с гибелью человека по полису ОСАГО в 2015 году вырос до 0,5 млн руб.
Аналогичные выкладки есть у МЧС, Минздрава, они друг с другом плохо стыкуются, так как учитывают разные факторы ущерба, но во всех стоимость жизни выше фактических выплат пострадавшим и погибшим.
Переживаем за себя
Семьям 18 погибших в 2013 году на шахте "Воркутинская" (принадлежит "Северстали") государство, страховщики и предприятие выплатили в сумме по 3 млн руб., тогда как в США за гибель 29 шахтеров в 2010 году компания Alpha Natural Resources выплатила $209 млн. Столь большая разница в деньгах -- показатель отношения к людям в стране.
"По нашим наблюдениям, в России самые опасные объекты, где чаще всего происходят катастрофы,-- это шахты, и для них был поставлен преднамеренно самый низкий лимит ответственности",-- замечает Армен Гурумян. Схема экономии на жизнях простая: по закону любая шахта обязана купить страховой полис, но минимальное страховое обеспечение -- 10 млн руб. Этим, как правило, все и ограничиваются, так что если гибнут 20 человек, то страховая сумма распределяется на всех, а остальное доплачивается местными и федеральными властями, а также предприятием.
Не красит российских чиновников и экономия на авиаперевозках. Россия единственная из стран G20 так и не подписала Монреальские соглашения 1999 года к Варшавской конвенции 1929 года, которые увеличивают компенсации примерно с $20 тыс. до $150-170 тыс. за погибшего сразу (а если вина перевозчика доказана, судиться можно и за возмещение ущерба). Но летать-то в Европу или США нужно, а значит, российским авиаперевозчикам приходится выполнять все условия Монреальских договоров страхования при полетах за границу.
"У нас в авиаперевозках двойной стандарт -- цена жизни зависит от того, куда летит самолет, по РФ или в Европу и США",-- говорит Трунов. Поэтому и летают в РФ устаревшие самолеты. "Эксплуатировать старый хлам при низкой материальной ответственности выгодно",-- добавляет он.
Российские компании, где высок риск техногенных катастроф, беспокоятся в первую очередь за сохранность имущества, которое страхуют на большие суммы, замечает Гурумян: "Западные компании тратятся в первую очередь на страхование ответственности. И бояться они будут в первую очередь ущерба персоналу и окружающим людям, а у нас все наоборот: переживаем сперва за себя, а не за ответственность перед другими".
ВЛАДИМИР РУВИНСКИЙ