Полисы ОСАГО могут разделить на три вида -- их можно назвать "эконом" с лимитом в 400-500 тыс. руб. потенциальных выплат, "стандартные" -- до 1 млн руб. и "премиум" -- до 2 млн руб. возмещения. Это следует из оказавшегося в распоряжении "Ъ" финального варианта поправок Минфина к закону об ОСАГО. Кроме того, ведомство хочет аннулировать коэффициент мощности автомобиля при расчете цены полиса и дать страховщику право самостоятельно выставлять автовладельцу коэффициент нарушений ПДД. ЦБ считает поправки избыточными, защитники автомобилистов ожидают, что страховщики начнут насаждать продажи премиальных полисов.
Как следует из финальных поправок к закону об ОСАГО, подготовленных Минфином к совещанию с ЦБ 16 сентября, автовладельцев ожидают глобальные изменения. Прежде всего, полисы ОСАГО поделят на три вида в зависимости от страховой суммы -- министерство предлагает водителю выбор. Это "экономпакет" с действующими сейчас лимитами 400 тыс. руб. за вред имуществу и 500 тыс. руб. за урон здоровью, "стандартный" -- с лимитами ответственности страховщика 1 млн руб. по каждому из рисков, и "премиальный набор" с выплатой 2 млн руб. За такие расширения полиса потребуется доплатить -- варианты доплаты, по мнению Минфина, должен установить ЦБ.
Вторым примечательным изменением может стать отказ от коэффициента мощности в ОСАГО.
Напомним, сейчас он составляет от 0,6 (для автомобиля мощностью до 50 л. с.) до 1,6 (свыше 150 л. с.). Одновременно предлагается ввести новый коэффициент нарушений правил дорожного движения -- езда в состоянии опьянения, проезд на красный свет, превышение скорости более чем на 40 км/час, пересечение двойной сплошной. Страховщику предлагается на свое усмотрение применять также коэффициенты за агрессивное или аккуратное вождение.
Кроме того, предусмотрены надбавки за сообщение страховщику заведомо ложных сведений, повлиявших на снижение цены полиса, и за "умышленное содействие наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков".
Часть поправок посвящена замене денежной выплаты в ОСАГО ремонтом автомобиля. Потерпевшим будет предложен выбор сервиса по согласованию со страховщиком -- из числа станций, с которыми у компании заключены договоры. Страховщик при этом несет ответственность за ремонт, в акте приема-передачи устанавливается гарантийный срок "не менее двух месяцев" на работы. При этом при оплате ремонтом износ комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене, не учитывается. Другими словами, доплачивать за установку новых запчастей автовладельцу не придется.
По сведениям "Ъ", в ЦБ столь кардинальным переменам в ОСАГО не рады. Тут считают, что за глобальностью изменений не удастся провести в осеннюю сессию Госдумы поправки, подготовленные по поручению президента (дано по итогам прямой линии Владимира Путина 14 апреля этого года о замене денежной выплаты ремонтом).
"Избыточность инициатив может стать якорями, которые утопят проект",-- говорит собеседник "Ъ", знакомый с позицией ЦБ.
В свою очередь, защитники автомобилистов изменения Минфина оценивают положительно, но уверены, что и в реформированной таким образом "автогражданке" автовладелец останется внакладе.
Читайте также:
"Выбор страховых сумм -- явление положительное,-- говорит глава Ассоциации защиты страхователей Николай Тюринков.-- Но есть вероятность, что страховщики начнут работать в духе: "Бланков стандартных полисов нет, покупайте только премиальный пакет"".
Кроме того, по его словам, новые коэффициенты позволят страховщикам увеличивать стоимость полиса до максимального предела (в поправках максимальная цена полиса -- это пятикратный размер базовой ставки тарифа), "что при нынешнем уровне развития страховщиков недопустимо", считает господин Тюрников. "Ответственность страховщика за сроки ремонта и его качество -- это хорошо,-- продолжает защитник.-- Но насильственное насаждение ремонта, отсутствие выбора "деньги или ремонт" -- это по-прежнему плохо".
Татьяна Гришина