По традиции экономический кризис россияне предпочитают пережидать за учебой. Между российскими и иностранными программами MBA окрепший поток учащихся распределяется в прежних пропорциях, зато гендерный состав поменялся: среди студентов заметно прибавилось дам.
Исследование актуальности MBA, проведенное рекрутинговой компанией Hays в августе этого года, показало, что 75% российских менеджеров и руководителей считает получение качественного бизнес-образования полезным -- с его помощью можно обеспечить себе карьерный рост, приобрести новые связи и даже вытянуть счастливый билет на международные рынки. При этом 61% российских работодателей уверены, что сотрудникам важно получить MBA, 77% согласны с тем, что стоимость работника после получения степени возрастет. Кроме того, каждый третий работодатель готов при прочих равных отдать преимущество кандидату с MBA -- как в России, так и за рубежом.
В России, правда, все еще больше ценится зарубежный диплом. Согласно исследованию Hays, американскому отдают предпочтение 37% респондентов, еще 21% -- приверженцы европейской школы. Чисто российский или азиатский MBA рынок не находит хоть сколько-нибудь привлекательным, но вот 16% опрошенных ценят партнерские программы МВА западных школ в российских вузах. При этом за рубежом ситуация такая: больший вес имеет европейский диплом (36%), американский здесь уступает (22%).
Не случайно лучшую американскую бизнес-школу -- Harvard Business School -- с первой позиции в тематическом рейтинге Financial Times сместила в этом году неамериканская -- французско-сингапурская сеть бизнес-школ Insead. В рейтинге же Execurive MBA первое место традиционно заняла IMD (Швейцария--Сингапур), на второе поднялась испанская Iese Business School, а третье, также прибавив один пункт,-- Harvard Business School.
Интересно, что текущее состояние мировых рейтингов частично совпадает с мироощущением российских менеджеров. В опросе Hays 22% респондентов называют Insead лучшей школой, но второе и третье места отдают МИРБИС и РАНиГС.
Четвертое и пятое между тем делят London Business School и ВШЭ. Кроме того, респонденты отмечают МГУ, Stockholm Business School, Сколково, Harvard Business School, Chicago Business School, HEC, Wharton, MIT, Hass School of Business, IMD и ряд других.
Отталкиваясь от этих представлений о мировой расстановке сил, многим удастся на образовании сильно сэкономить. Стоимость MBA Insead на следующий год составит 73,5 тыс. евро (5,3 млн руб.), по программе EMBA в Европе -- 104 тыс. евро (7,6 млн руб.). В London Business School -- £70,8 тыс. (6 млн руб.), Executive MBA -- £72,795 тыс. (6,3 млн руб.). В Harvard Business School общая стоимость со всеми дополнительными расходами варьируется от $102,1 тыс. до $140,6 тыс. (примерно 6,6млн-9,1 млн руб.).
Зато в МИРБИС, которую респонденты Hays ставят на второе место, полная программа на 20 месяцев обойдется всего в 530-580 тыс. руб., Executive MBA -- в 980 тыс. Примерно столько же стоят программы в РАНиГС -- от 400 тыс. руб., EMBA, соответственно, в два-три раза дороже. В ВШЭ получить MBA можно за 740-790 тыс. руб.
Впрочем, на самом деле большой разницы между дипломами бизнес-школ из первой сотни нет -- об этом говорят сами игроки этого рынка. "Стоимость обучения в бизнес-школах из первой десятки и школах из середины рейтинга может отличаться в пять и более раз, но я не уверен, что образование там действительно в пять раз лучше",-- говорит профессор WU Executive Academy Николас Франке.
Поэтому те российские профессионалы, кто не хочет переплачивать за иностранный диплом в России, все чаще устремляются в европейские и американские бизнес-школы попроще.
Яркий тренд на рынке российского MBA -- растущая доля студентов-женщин. В мире в текущем году, согласно рейтингу Financial Times, она составила в среднем 35-40% для топ-100 школ, и российский показатель гендерного разнообразия в MBA приблизился к этим показателям.
В соответствии с тенденцией школы стремятся обеспечить дамам комфортные условия, например открывают на территории кампусов детские сады, что позволяет матерям свободно заниматься учебой.
Российские студентки, согласно исследованиям, не боятся ехать за рубеж и выбирают не только, к примеру, программы по маркетингу или пиару, но и традиционно мужские направления: энергетику, промышленность, инновации, финансы.
МАРИЯ ЛИБЕРМАН




SIA.RU: Главное