Федеральная пассажирская компания (ФПК) ОАО РЖД в рамках новой стратегии развития намерена выйти на рынок автобусных перевозок и стать оператором высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва--Казань. Вкупе с другими проектами к 2030 году это должно дать ей существенный рост объема перевозок -- на 26%, тогда как при нынешней модели бизнеса ожидается спад в 37%. Но для роста нужны льготы: так, стратегия ФПК предполагает, что нулевой НДС на перевозки в поездах дальнего следования сохранят до 2030 года.
Актуализированная стратегия развития ФПК, управляющей перевозками в дальнем следовании, предполагает, что при сохранении текущих рыночных тенденций объем перевозок компании будет планомерно падать и сократится к 2030 году на 36,7% от уровня 2016 года -- до 56 млрд пассажирокилометров. Доля компании на рынке пассажирских перевозок упадет на 47,4%, до 19,3%, сообщается в презентации по стратегии ("Ъ" ознакомился с ее содержанием). Причинами названы -- тенденция к росту внутренних авиаперевозок и обеспеченность населения личным автотранспортом, следует из приведенных цифр.
Но ФПК рассчитывает увеличить объем перевозок к 2030 году, до 111,9 млрд пассажирокилометров, но для этого нужен ряд льгот. И в базовом, и в оптимистическом сценарии развития ФПК заложено сохранение нулевой ставки НДС на перевозки в дальнем следовании в 2017-2030 годах.
Помимо льготного налогообложения, ФПК рассчитывает на диверсификацию бизнеса. В 2018 году она планирует выйти на рынок автобусных перевозок, выступая в качестве управляющей компании для франшизы ОАО РЖД.
По оценке ФПК, это принесет ей более 230 млн руб. доходов в год.
Также ФПК собирается заняться высокоскоростными перевозками, рассчитывая на статус оператора ВСМ Москва--Казань. Это положение она планирует занять в 2021 году после реализации первого этапа ВСМ и в 2026 -- для второго этапа. Это приведет к увеличению объемов перевозок на 20%, следует из презентации.
В ФПК комментариев не дали. В ОАО РЖД "Ъ" сообщили, что стратегия ФПК должна быть готова к концу декабря, после чего ее рассмотрит совет директоров монополии.
ФПК правильно выделила ключевые тенденции, говорит глава "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров, поясняя, что развитие авиакомпаний-лоукостеров и улучшение транспортной доступности аэропортов в сочетании с реализацией крупных проектов к чемпионату мира по футболу-2018 снижают конкурентоспособность железной дороги.
Хорошо, что ФПК понимает, что точки роста лежат за пределами ее традиционного бизнеса, замечает он, но ее готовность к эффективному их использованию под большим вопросом, так как обозначенные возможности не вполне сопрягаются с ее компетенциями.
Наталья Скорлыгина




SIA.RU: Главное