Президиум Российского союза автостраховщиков (РСА) принял решение доводить все судебные рассмотрения по выплатам ОСАГО до Верховного суда. Ранее компании предпочитали выплачивать возмещение ущерба по решениям судов первой инстанции, чтобы не множить судебные издержки. Теперь автостраховщики решили пойти на принцип, с тем чтобы по итогам новой практики представить регулятору данные о засилье автоюристов на местах. Последние говорят, что это ударит по их доходам: в спорах по ОСАГО вознаграждение автоюристов зависит от результата, а не от стадии процесса.
[photo 1]
Как стало известно "Ъ", президиум РСА принял решение проводить рассмотрение дел в суде по ОСАГО через все инстанции, включая апелляцию, кассацию и Верховный суд. Ранее компании, заранее зная, что автоюристы с высокой вероятностью выиграют иски против них по ОСАГО, предпочитали платить по решению суда первой инстанции, чтобы не множить судебные издержки. По данным судебного департамента при Верховном суде, в 2015 году было рассмотрено 380 тыс. страховых споров, примерно 95% из них приходились на ОСАГО. До апелляции за этот же период дошло 29 тыс. споров.
По данным РСА за первое полугодие 2016 года, страховщики уже оплатили 410,4 тыс. судебных решений по ОСАГО. Сумма требований непосредственно по выплате ОСАГО составила 14,7 млрд руб., при этом оплата накладных расходов, которые включают в том числе и вознаграждение автоюристов, составила сопоставимую сумму -- чуть более 11 млрд руб.
В союзе приводят случай в Южном федеральном округе, когда для выплаты из компенсационных фондов РСА судья в один день списал по 90 делам 18 млн руб., в то время как представители союза даже не были приглашены на заседание. Как говорит собеседник "Ъ" в союзе, компании теперь намерены не просто доводить все судебные споры до рассмотрения Верховным судом, но и вести отдельную отчетность по ним.
Намерение страховщиков судиться до последнего подорвет доходность бизнеса автоюристов, признает глава компании "Главстрахконтроль" Николай Тюрников: "Мы получаем оплату за результат вне зависимости от стадии, и финансовая модель работы автоюристов станет менее привлекательной". Нагрузка увеличится, а уровень оплаты останется тем же -- хотя нагрузка вырастет и на самих страховщиков, говорит он.
Татьяна Гришина