Минфин склоняется к сохранению нынешней конфигурации налоговой системы РФ на ближайшие три года, следует из проекта "Основных направлений налоговой политики" на 2017-2019 годы, подготовленных ведомством в рамках работы над бюджетом. Напомним, сегодня "Основные направления" вместе с окончательным вариантом проекта бюджета должны быть внесены в комиссию по бюджетным проектировкам, а завтра -- на заседание правительства. Из проекта ОННП следует, что в Белый дом будет вноситься базовый проект бюджета, основанный на неизменности налогового режима до 2018 года.
Обсуждавшиеся в Белом доме и Кремле как альтернативные возможности повышения ставок налога на прибыль и на доходы физлиц останутся нереализованными -- как минимум еще год. Вариант с повышением НДФЛ, напомним, предполагал его рост на доходы сверх некоторого уровня до 20% с сохранением ставки 13% для большей части зарплат ниже медианного дохода в РФ. Вариант с повышением НДС до 20% обсуждался в двух версиях: быстрой, с 2017 года, и отложенной -- с 2018 года. Третий вариант предполагал общий рост госдолга через эмиссию ОФЗ -- вероятнее всего, финальная конструкция бюджета, которая должна попасть на заседание правительства 13 октября, базовый вариант, и будет компромиссом между вариантом "рост госдолга" и бюджетными проектировками, намеченными Минфином еще в июле 2016 года. При этом часть сокращения федеральных расходов будет реализована как чистым сокращением расходов (так, по данным "Ъ", Минфин намерен индексировать пенсии на 4% в год до 2019 года; социальный блок правительства настаивает на индексации в 2017 году на фактическую инфляцию прошлого года -- 5,8%), так и за счет снижения денежных объемов госзакупок из-за быстрого падения темпов роста цен. Недостающее покроет увеличение госдолга.
Помимо этого, финансовое ведомство намерено сосредоточиться на повышении доходов бюджета за счет акцизов на табак и вино и налогов в нефтяной отрасли. В остальном ведомство сосредоточится на точечном решении наиболее чувствительных проблем налоговой оптимизации и повышении платежной дисциплины.
В частности, Минфин беспокоит "влияние действий консолидированных групп налогоплательщиков на региональные бюджеты" -- и ведомство предлагает запретить таким группам сокращать свою налоговую базу за счет убытков участников более чем на 30% прибыли. Поручение решить вопрос с возвратом КГН излишне уплаченного налога на прибыль было дано премьер-министром Дмитрием Медведевым на совещании по проблемам региональных бюджетов в Пскове 16 августа.
Губернаторы жаловались премьеру на перенос холдингами убытков на будущие периоды и перемещение их между субъектами -- это сокращает выплаты по налогу на прибыль. Так, глава Марий-Эл Леонид Маркелов говорил, что только за квартал в его регионе холдинги предъявили к возврату из бюджета 500 млн руб. налога на прибыль, за два года сумма составила 1,8 млрд руб.
"Видимо, такая оптимизация уже переходит допустимые для Минфина границы, поэтому ведомство и вводит такое ограничение. Однако совсем запретить такую практику нельзя -- иначе смысла в КГН не будет",-- поясняет директор московского офиса международной консалтинговой компании TAX Consulting U.K. Эдуард Савуляк.
Изначально КГН вводились для более равномерного распределения налога на прибыль между регионами, чтобы налоговые платежи не оседали в Москве и Санкт-Петербурге, где находятся штаб-квартиры компаний, а шли в регионы, где компании работают, напоминает заместитель директора S&P Global Ratings Карен Вартапетов. По его словам, отчасти так и произошло -- из Москвы ушли платежи "Газпрома" и других крупных плательщиков, но в регионы они так и не пришли. "Компании стали суммировать убытки с прибылями, в итоге прибыль схлопнулась и мало какие регионы оказались в выигрыше, по итогам 2013 года поступления по налогу на прибыль упали",-- говорит господин Вартапетов.
Другой проблемой для регионов оказалась низкая предсказуемость поступлений по этому налогу, так как решения в рамках КГН корпорации принимали, не информируя регионы. По его словам, логично, что Минфин хочет выровнять эту практику -- нововведение снизит гибкость групп по оптимизации налога на прибыль и может повысить прогнозируемость сборов для регионов.
Олег Сапожков, Евгения Крючкова, Татьяна Гришина, Дмитрий Бутрин




SIA.RU: Главное