Новости

Граница на рубле. Погранпереходы в РФ могут стать платными

Как стало известно "Ъ", в ближайшее время в России может быть введена плата за пересечение госграницы автомобилями и грузовыми поездами. Минтранс предлагает внедрить плату по аналогии с системой "Платон" и с использованием ее элементов. Деньги нужны на обустройство пограничных пунктов пропуска, эти затраты оцениваются в 250 млрд руб. Перевозчики говорят, что новая плата повысит цену их услуг и может привести к удорожанию импортных товаров, но готовы нести "разумную нагрузку", если это сократит время прохождения границы.

Минтранс хочет ввести плату за пользование пограничными пунктами пропуска транспорта для компенсации расходов на их реконструкцию, обустройство и эксплуатацию. Это предложение, как рассказал "Ъ" источник, знакомый с его содержанием, Минтранс подготовил во исполнение поручений по итогам прошедшего в конце августа в Южно-Сахалинске заседания Государственной пограничной комиссии (ГПК).

На первом этапе платными предлагается сделать автомобильные и железнодорожные пункты пропуска через границу. С автотранспорта министерство предлагает брать деньги в зависимости от его категории (легкой или грузовой), а с железнодорожного -- за тонну груза. По срокам реализации идеи и размеру платы Минтранс предложений не представил, уточнил источник "Ъ". По его словам, министерство предлагает создать единого оператора взимания платы по аналогии с системой "Платон", взяв ее элементы за основу для введения нового сбора. "Во второй половине октября Минтранс планирует провести расширенное совещание по этому вопросу",-- сообщил источник "Ъ". В Минтрансе на запрос "Ъ" не ответили.

Другой знакомый с ситуацией источник "Ъ" сказал, что плата за пользование погранпунктами может быть введена уже во второй половине следующего года. По его словам, создание единого оператора -- не единственный вариант.

Пункты пропуска через границу перешли в ведение Минтранса в этом году, после ликвидации Росграницы. Замминистра транспорта Алексей Цыденов на заседании ГПК оценивал затраты на модернизацию пунктов пропуска в 250 млрд руб. "Из 314 действующих пунктов пропуска не более 20% соответствуют нормативным требованиям по техническому оснащению и обустройству для осуществления госконтроля, а также по санитарно-бытовым условиям для лиц, пересекающих границу. В основном это касается автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска. Порядка 200-250 пунктов сегодня требуют капвложений на реконструкцию и модернизацию",-- цитировали чиновника информагентства. По его данным, средняя стоимость реконструкции одного пункта пропуска -- 1 млрд руб.

Эксперт по налогам компании "Пепеляев групп" Вадим Зарипов отмечает, что решение Конституционного суда, признавшего платежи в рамках "Платона" не налогом или сбором, а "обязательным публичным индивидуально-возмездным платежом компенсационного фискального характера", дало зеленый свет для введения новых подобных поборов без изменений в налоговом законодательстве. "Логика чиновников понятна, но по ней можно ввести плату за проезд по старому мосту, чтобы построить новый",-- говорит юрист. По его словам, плата за пользование погранпунктами будет еще больше похожа на сбор, как он определен в ст. 8 Налогового кодекса, так как, в отличие от платы за проезд большегрузов по автотрассам, в этом случае уже физически нельзя будет проехать, не заплатив.

Денис Скоробогатько, Наталья Скорлыгина, Елена Киселева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное