Совет директоров ЦБ утвердил указания, необходимые для запуска обязательных электронных продаж ОСАГО с 1 января 2017 года. Страховщики должны обеспечить бесперебойность работы своих сайтов, время на «разрешенное зависание» которых теперь увеличено до 30 минут в сутки — таким образом регулятор намерен бороться с практикой искусственного ограничения продаж ОСАГО компаниями. Сами полисы в будущем будут дополнены QR-кодом, чтение которого даст понимание о расчете цены страховки.
ЦБ закончил работу над указанием, которое описывает разрешенное поведение страховщиков в интернете при продажах ОСАГО. Напомним, с 1 января 2017 года электронная торговля «автогражданкой» станет обязательной для компаний. Так, согласно требованиям ЦБ, суммарная длительность перерыва в работе сайтов компаний и Российского союза автостраховщиков (РСА) не должна превышать 30 минут в сутки. В первоначальном варианте она была ограничена четырьмя часами в месяц. Таким образом, регулятор удлинил разрешенное время зависания сайтов почти в четыре раза. Эта норма вводится регулятором для борьбы с практикой искусственного ограничения продаж ОСАГО компаниями в убыточных для них регионах.
Банк России обязывает страховщика при необходимости проведения плановых технических работ разместить не менее чем за сутки на главной странице своего сайта уведомление с указанием даты и времени их окончания. Такие работы страховщики смогут проводить не чаще одного раза в месяц в период с 22:00 до 08:00 по московскому времени.
«Страховщики, а также Российский союз автостраховщиков не должны будут допускать возникновения условий, при которых их сайты и информационные системы не смогут обеспечить заключение договора в течение 30 минут с момента направления через сайт надлежащим образом оформленного заявления, возможность заполнения которого должна обеспечиваться в постоянном режиме»,— сообщает ЦБ.
Согласно описанному регулятором порядку, после заключения договора ОСАГО в электронном виде страховщик направляет по электронной почте страхователю полис, а также размещает его в личном кабинете автовладельца на сайте. В личном кабинете автовладелец может вносить изменения в договор страхования, если в течение срока его действия изменились сведения, указанные ранее в заявлении о заключении договора. Распечатанный страховой полис должен будет содержать сведения о сертификате электронной подписи страховщика, что позволит проводить проверку его подлинности сотрудниками ГИБДД. При желании автовладелец сможет получить полис на привычном ему бланке ОСАГО (бланке строгой отчетности).
Читайте также:
На сегодняшний день 54 страховщика из 72 действительных членов РСА подключены к промышленной среде подсистемы «Электронный полис» РСА.
Страховщики, в свою очередь, уверяют, что даже смягченные требования ЦБ к электронным продажам потребуют «страховать» работоспособность системы. Как говорит президент РСА Игорь Юргенс, союз готовит систему обеспечения бесперебойности электронных продаж ОСАГО. Ее суть — в распространении системы единого агента РСА, действующего сейчас в проблемных для компаний регионах на электронные продажи ОСАГО.
Еще одно изменение будет касаться самого полиса ОСАГО. С 1 января 2018 года вводится его новая форма, которая будет дополнена QR-кодом. Его чтение даст возможность получить сведения о договоре ОСАГО на сайте РСА в режиме онлайн.
Татьяна Гришина