2016 год выходит на «финишную прямую». Каким он стал для иркутских бизнесменов, чему научил? С каким настроением предприниматели смотрят в будущее?
[photo 6]
Мария Ким, владелица магазина «INSPIRE»:
– Год был очень тяжелым, но самым важным в истории бренда, так как мы запустили собственное производство и запустим первый магазин по франшизе уже в декабре. Если говорить обо всей отрасли, то наблюдается падение рынка ритейла одежды.
Год запомнится первыми выставками текстиля, швейным оборудованием, горящими глазами работников, когда они увидели первые образцы одежды под нашим брендом.
[photo 1]
Основной трудностью была нехватка опыта в сфере выстраивания производственных процессов.
От 2017 года ждем большого количества открытых магазинов INSPIRE по франшизе. На развитие экономики не надеемся, надеемся только на себя.
Илья Филиппенко, директор «Желтое такси 500-700»:
– 2016 стал годом выхода из кризиса. Умение терпеть, не сдаваться и сжимать кулаки – вот что спасло. Не многих. Не думал, что после пяти лет успешной работы мне придется ограничивать себя во всем, чтобы спасти компанию.
Все началось еще с падения курса рубля: подорожали в два-три раза запчасти. А бизнес такси – это содержание машин и их ремонт по большей части затрат. Запчасти на наши машины – целиком и полностью импортные, так что бизнес такси стал нерентабельным. В этом году перестали существовать все крупные автопарки города, кроме пары фирм.
[photo 2]
2016-й был годом борьбы за выживание, временем, когда я нашел в себе силы не погубить свое детище. Я всегда говорил себе свою главную фразу: «Терпи, желание сдаться и всё бросить приходит за неделю до победы».
И я терпел. Я смог вывести компанию из кризиса: сократить издержки, найти способы покупать запчасти в России, некоторые даже производить самому.
Мы не только не закрылись, мы смогли увеличить количество заявок, расширить автопарк и поглотить несколько умирающих компаний такси. После сильной бури кризиса выжить смогли всего несколько компаний, которые и разделили поднимающийся снова рынок такси.
Сегодня мы владеем и управляем почти 300-ми автомобилями, которые в месяц перевозят почти 100 тысяч иркутян и гостей нашего города. После обновления автопарка и пережитого кризиса средний возраст автомобилей «Жёлтое такси» равен 2,5 годам, что является рекордом для России. Больше всего я благодарен судьбе за этот год испытаний: теперь-то мы уже точно понимаем, что назад дороги нет.
Анатолий Казакевич, директор туроператора «Байкалов»:
– Туристическая отрасль на Байкале начинает меняться. С одной стороны, платежеспособность россиян упала, с другой стороны, интерес путешествий сместился с зарубежных поездок на путешествия внутри страны. Но в конечном счете, количество российских туристов на Байкале уменьшилось.
[photo 3]
Европейцев стало существенно меньше, а вот туристов из Китая – больше. Разница только в том, что туристы из Европы ехали организованными официальными группами, а туристы из Китая ездят по большей части через неофициальных туроператоров.
Рекреационную нагрузку получаем, а экономическая польза региону от этого – условная. Да и у таких компаний качество туров сомнительное – испортить мнение о регионе можно в два счета, с развитыми социальными сетями.
Для нас год был стабильным, но мы также находимся на пороге изменений. Важно отметить, в этом году мы перешли к системному развитию инфраструктуры. В 2007 году мы начинали с туроперейтинга. В 2014-м начал работать парк «Поляна». В этом году начата реализация четырехлетнего проекта «Солнечная дорога». Все это нацелено на увеличение туристического потока и развитие инфраструктуры для отдыха жителей и гостей города.
Если в 2015 году самым ярким и, к сожалению, негативным, событием были лесные пожары, то в этом году самое цитируемое событие – подписанный меморандум с китайской компанией на 11 млрд долларов по Байкальску. Это 11 бюджетов Иркутской области, или 90% ВРП Иркутской области. Сумма колоссальна. Эта новость может стать хорошей, если получится избежать доминирования инвестиций Китая и обеспечить экологический вектор проекта. У Байкальска есть все шансы стать первым экологическим городом в России.
Алексей Пономарев, генеральный директор завода «Алит тм»:
– 2016 год для нас был непростым. Продолжается стагнация строительной отрасли, много мелких предприятий закрылось или на грани. Усиливается давление государства. Возвращение системы зачетов, векселей при усилении контроля налоговой и МВД, при росте цен и 100% предоплате монополий (цемент, металл, химия и т.д.).
Много застройщиков не выполняют обязательств поставщиков и субподрядчиков. Все это приводит к обрушению экономики. Произошло усиление рекламных кампаний различных производителей (в том числе не соответствующих действующим нормам ГОСТ и СНиП) в попытке привлечь покупателей, что приводит к банальному обману потребителя.
[photo 4]
Надежды строителей на большую стройку пока не оправдываются. Попытка удержать коллективы приводит к работе без прибыли и увеличенному износу основных средств производства. Все это мины замедленного действия. Я думаю, дна еще нет.
Что касается нас, то мы решились на полную модернизацию в надежде сохранить своего потребителя. Шаг очень рискованный, но позволяющий открыть новые рынки. Мы проектируем технологию, не имеющую аналогов в мире. В случае реализации мы выйдем на новый уровень как по качеству, так и по ассортименту продукции. Это наша попытка отойти от стандартной оптимизации по сокращению сотрудников и зарплат. Время покажет. Я считаю, что кризис – это шанс. И уверен, что все получится.
Сергей Перевозников, владелец имения "Заречное" (турбаза в д.Бугульдейка):
– Для отрасли год был хорошим: китайцы «перли». Также он был хорош для сегмента лакшери, еды типа шоколада, супермаркетов на трассе и аэропорта (пять чартеров в день плюс регулярные рейсы).
Фронты сервиса (гиды, перевозчики-частники) почувствовали конкуренцию, отельеры рады. На мой взгляд – пока, пара-тройка лет у них есть. Идет тихая экспансия, фундамент уже виден. И туризм – это не всё.
[photo 5]
Читайте также:
Осень резко «обломилась», были отмены чартеров. Возможная причина – несовпадение цен и сервиса (рубль подрос) и несовпадение ожиданий.
Для нас год был необычным: у нас была пара из Ливана, профессор из Таиланда, откуда они берутся – не знаю (смеется). Китайцы для нас пока и «терра инкогнита» и «терра террибле», так и дальше будет.
Так как мы живем «на старом багаже», все идет по плану, радости и трудности. Сложность – в устаревании фондов, но так будет продолжаться по причинам, никак не связанным с туризмом вообще, а только с нами в частности.
Одно из главных событий – тестирование прихода 11 млрд в туротрасль. Но эта карта на экотуризме на Байкале поставит крест, а проекту Аэропорт «Листвянка – Лас-Вегас», возможно, даст зеленый свет. Это как победа Трампа – все удивлены и ждут разъяснений.