Новости

Шопоголики всех стран, сопротивляйтесь!

До 31 декабря правительство должно решить, вводить ли НДС и таможенные пошлины на покупки в зарубежных интернет-магазинах, где, по прогнозам, российские покупатели потратят в этом году около 320 млрд руб. Впрочем, даже введение новых сборов вряд ли сделает заграничные покупки менее привлекательными.

По статистике, которую приводит Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), за первые три квартала 2016 года из зарубежных интернет-магазинов в Россию было ввезено 155 млн заказов, что на 87% выше прошлогоднего показателя. Безоговорочным лидером трансграничной торговли остается Китай – в этой стране россияне заказывают 90% импортных товаров. 

Доля трансграничных интернет-покупок у нас неуклонно растет: если в 2015 году на них приходилось 29% от рынка российской электронной коммерции, то к концу этого года она составит около 35%. Таким образом, если верить прогнозам АКИТ, наши покупатели в этом году оставят 320 млрд руб. в зарубежных онлайн-магазинах. 

Дешевая валюта лучше пошлин 

В этом году вопрос трансграничных покупок россиян стал предметом обсуждения на совещании у президента, где Владимир Путин заявил, что российские и иностранные игроки рынка e-commerce должны находиться в равных условиях. Позднее на сайте Кремля было опубликовано поручение главы государства правительству, согласно которому до 31 декабря должна быть рассмотрена возможность введения НДС и таможенных пошлин на покупки россиян в зарубежных интернет-магазинах. 

Казалось бы, протекционистские меры, которые защищают отечественных производителей, можно было бы только приветствовать, но речь идет вовсе не об импортозамещении. К тому же лучшая "протекционистская мера" уже действует с конца 2014 года – обвал курса рубля, который привел к тектоническим изменениям на рынке розничной интернет-торговли.

Кроме того, известен и опыт ограничения трансграничной интернет-торговли других стран. В апреле этого года в Белоруссии был снижен порог беспошлинного ввоза посылок до .22, в результате рынок за полгода сократился более чем вдвое – с 1,67 млн до 0,73 млн отправлений.

Доставка копейку бережет

Эксперты сходятся во мнении, что основная проблема российского рынка интернет-торговли – это логистика, а не пошлины и налоги.

Потеря аудитории логистических компаний, которые переправляли посылки из США в Россию, заставила их заметно снизить начальные цены на доставку отправлений.

"Мы сделали доставку за $10, а сейчас сделаем еще дешевле. В посылках есть понятие первого веса, о котором обычно никто не задумывается, покупая, скажем, блузку весом 200 граммов. И вот этот первый вес – очень конкурентный и очень сильно влияет на решение о покупке",– рассказывает основатель Shopfans Петр Шарапов.

Строго говоря, и рынок трансграничной торговли прирастает за счет покупок экономкласса, которые совершают россияне из регионов. Они начали активно приобретать ширпотреб напрямую из Китая, а не на местных рынках: дешевые смартфоны, одежду, обувь и детские товары.

МАРИЯ ГЛУШЕНКОВА 


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное