Новости

Половина россиян считают себя пострадавшими от кризиса

Как следует из данных опросов Института социологии РАН, существенно пострадавшей от нынешнего экономического кризиса считает себя половина населения (47%). Основной стратегией адаптации для большинства является экономия -- в первую очередь на приобретении одежды, продуктов питания и путевок. 

Население России оценивает свое экономическое положение все лучше, хотя доля тех, кто активно адаптируется к кризису, остается небольшой -- таковы результаты исследования "Российское общество в условиях кризисной реальности (по результатам социологического мониторинга 2014-2016 годов)" Института социологии РАН. Исследование состоит из нескольких опросов общественного мнения, проведенных на выборке в 4 тыс. человек. По последним данным (опросы проводились в октябре), почти половина россиян (47%) оценивает ущерб, нанесенный им кризисом, как "существенный, но не катастрофический" -- доля этой категории ответов стабильна уже на протяжении года. 

Наиболее распространенной моделью адаптации к кризису для россиян по-прежнему является экономия -- к ней прибегает большая часть населения (73%).

В этих условиях наиболее популярными направлениями снижения расходов оказались покупка одежды и обуви (53% среди всего населения и 72% среди сокративших расходы), продуктов питания (43% и 59%) и траты на отдых (43% и 59%). Также массово граждане экономят на досуге и дорогостоящих товарах длительного пользования, причем за полгода "рейтинг" направлений экономии не изменился.

Отметим, что стратегии кризисной адаптации соответствуют предположениям стандартной экономической модели -- но происходят в условиях довольно необычной ситуации на рынке труда. В большинстве стран работодатели адаптируются к кризису за счет увольнений -- а в России они предпочитают сокращать зарплаты работников, что и становится причиной существенного падения доходов при относительной невысокой безработице (подробнее см. "Ъ" от 21 ноября). Это, в свою очередь, приводит к высокому уровню текучести персонала, из которого следуют минимальные вложения работодателей в человеческий капитал и низкая вероятность выхода из кризиса за счет роста производительности труда.

В свою очередь, несмотря на наличие рабочих мест, наиболее популярно среди практик адаптации к кризису использование подсобных хозяйств. Среди опрошенных их упомянули 20%, причем доля таких ответов увеличилась в два раза по сравнению с 2014 годом. 

В отсутствие же участия работодателей в развитии человеческого капитала сами граждане экономят на себе в меньшей степени. Так, только 22% всех россиян (и 30% среди начавших экономить хотя бы на чем-то) отмечают, что из-за кризиса сокращают расходы на лекарства, лечение и медицинские услуги. На образовании начали экономить лишь 12% граждан (и 16% из начавших экономить в принципе). 

Анастасия Мануйлова

По материалам Коммерсантъ

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное