«Транснефть» впервые одобрила дивидендную политику компании, утвердив норму выплат в 25% чистой прибыли по МСФО. На практике новая дивидендная политика ни на что не повлияет, так как компания уже должна выплачивать 25% прибыли по МСФО с 2014 года, но на деле размер дивидендов ежегодно определяется директивой правительства. Для владельцев привилегированных акций, некоторые из которых сейчас судятся с «Транснефтью» из-за дивидендов, документ также ничего не гарантирует — они, согласно уставу, могут точно рассчитывать только на 10% прибыли по РСБУ.
Совет директоров «Транснефти» на заседании в понедельник утвердил первую в истории компании дивидендную политику. Теперь компания собирается выплачивать 25% чистой прибыли по МСФО. «При этом конкретный размер дивидендов по обыкновенным и привилегированным акциям будет определяться советом директоров в соответствии с директивами правительства»,— говорится в сообщении «Транснефти». Собеседник, знакомый с ситуацией, пояснил “Ъ”, что утверждение политики с таким процентом выплат соответствует директиве, выданной еще предыдущим руководством Росимущества. Новый глава агентства Дмитрий Пристансков, назначенный в конце апреля, новую директиву пока не подписал. В целом, отметил собеседник “Ъ”, вопрос не является принципиальным, поскольку правительство и так может определять объем дивидендов.
«Транснефть», как все госкомпании, уже с 2014 года должна выплачивать 25% прибыли по МСФО в виде дивидендов. На деле, однако, по закону об акционерных обществах дивиденды не могут превышать 100% прибыли по РСБУ, что позволяет компании платить меньший процент по МСФО. Так, за 2014 год «Транснефть» заплатила 2,95 млрд руб. дивидендов (4,9% прибыли по МСФО), за 2015 год — 12,8 млрд руб. (8,9% прибыли по МСФО). Менеджмент «Транснефти» может в известном смысле влиять на размер прибыли по РСБУ, поскольку основные доходы госкомпании сосредоточены в дочерних структурах, и перечисление этих средств в головную компанию зависит от решений менеджмента. В целом руководство «Транснефти» всегда делало упор на необходимости выполнения инвестпрограммы (в том числе по поручениям правительства), а к выплате дивидендов относилось как к второстепенному вопросу.
Иными словами, на практике размер дивидендов зависит от директивы правительства, которое может заставить «Транснефть» собрать средства с дочерних структур либо же не сделать этого. В этом году на фоне дефицита бюджета в правительстве обсуждалась возможность выплаты «Транснефтью» промежуточных дивидендов, однако в итоге от этой идеи отказались. Тем не менее в бюджете на 2017 год заложены поступления от дивидендов «Транснефти» в размере 75,3 млрд руб., что составляет 50% прибыли по МСФО — вдвое выше, чем по утвержденной сейчас дивидендной политике.
Все обыкновенные акции «Транснефти» принадлежат государству (78,1% уставного капитала), у привилегированных акций частные владельцы. Крупнейший из них, фонд UCP Ильи Щербовича (владеет 71% префов), сейчас судится с госкомпанией, поскольку считает несправедливой норму устава, согласно которой «Транснефть» может выплачивать владельцам префов не более 10% чистой прибыли по РСБУ.
«Формально дивидендная политика не имеет юридической силы закона или устава. Реальные дивиденды могут не совпадать с дивидендной политикой, реальные выплаты каждый год определяют голосующие акционеры»,— заявила “Ъ” управляющий директор UCP Ирина Ланина. Она отметила, что «принятая сегодня “Транснефтью” дивидендная политика не обсуждалась с другими акционерами и противоречит заявленным планам правительства собирать 50% прибыли по МСФО».
Юрий Барсуков, Ольга Мордюшенко




SIA.RU: Главное