Спустя семь лет банк "Ренессанс кредит" вернулся в тройку лидеров на рынке кредитования в торговых сетях (POS-кредитования). По итогам ноября он обогнал по объему таких кредитов Альфа-банк. Опережающий рынок рост "Ренессанс кредита" в этом сегменте обеспечен активным освоением регионов, в том числе и тех, где другие банки не готовы активно работать из-за высоких рисков, например, Северного Кавказа. Эксперты сходятся во мнении, что такая стратегия хоть и позволяет быстро увеличить долю рынка, может негативно сказаться на прибыльности в будущем.
Согласно данным аналитического агентства Frank Research Group (FRG) на 1 декабря, в тройке лидеров по объему портфелей на рынке POS-кредитования произошли изменения. Альфа-банк (входил в топ-3 лидеров более шести лет) уступил место банку "Ренессанс кредит". По итогам ноября портфель POS-кредитов "Ренессанс кредита" составил 23,25 млрд руб., Альфа-банка -- 23,15 млрд руб. Первое место по-прежнему удерживает ХКФ-банк (52,11 млрд руб.), второе -- ОТП-банк (30,7 млрд руб.). Для "Ренессанс кредита" вхождение в тройку лидеров знаковый момент. Банк вернул утраченные около семи лет назад позиции. Из топ-3 "Ренессанс кредит" выбыл в конце 2009 года из-за кризиса.
Разрыв между "Ренессанс кредитом" и Альфа-банком незначительный. По итогам одного месяца, возможно, в некоторых сегментах банк уступил лидирующие позиции, но для подведения итогов нужно рассматривать результаты по году в целом, отмечает член правления Альфа-банка Михаил Повалий. Однако динамика, которую показывали эти банки на рынке POS-кредитования на протяжении последних полутора лет, позволяет судить, что "Ренессанс кредит" не случайно попал в тройку лидеров. Так, с июля 2015 года, когда "Ренессанс кредит" начал активно наращивать POS-бизнес, его портфель в этом сегменте увеличился вдвое, у Альфа-банка за тот же период -- сократился на 9,67%. ХКФ-банк показал рост портфеля POS-кредитов за полтора года на 16%, ОТП-банк -- сокращение на 2,47%.
В "Ренессанс кредите" пояснили, что высокие темпы роста были достигнуты за счет наращивания регионального присутствия банка при сохранении объемов сотрудничества с федеральными торговыми сетями. "Мы активно развиваемся в регионах, открываем новые точки,-- говорит старший вице-президент "Ренессанс кредита" Сергей Васильев.-- С начала года их число выросло на 20 тыс., до 70 тыс. штук". При этом "мы выходим в новые регионы, например, Северный Кавказ, где традиционно работает не много банков", продолжает он.
По словам Сергея Васильева, риски в этом регионе несколько выше, но банк научился с ними работать.
Участники рынка считают, что быстрый рост может негативно сказаться на прибыльности банка. "Наш банк придерживается менее агрессивной политики, с большей оценкой рисков, поскольку можно легко ошибиться и вместо прибыли получить убыток,-- указывает зампред правления ОТП-банка Александр Васильев.-- Например, у нас в Грозном только одна точка, больше открывать мы побоялись, поскольку там можно выдать много кредитов, но уровень невозврата высок".
Впрочем, у быстрого роста могут быть другие цели -- например, повысить привлекательность в глазах инвесторов, если акционеры планируют продать бизнес полностью или частично, отмечает Александр Антоненко.
Ксения Дементьева, Светлана Самусева




SIA.RU: Главное