Новости

Бритва Кудрина: сокращение военных и пенсионеров в пользу учителей и врачей

Глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин представил вчера на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева первые общие предложения об идеях, которые будут закладываться в конструкцию готовящейся центром президентской стратегии на 2018-2024 годы. ЦСР предлагает выбирать между повышением налогового перераспределения в 2019 году до 34-35% ВВП и "бюджетной консолидацией" с расходами 31-32% ВВП. В наборе мер -- административная реформа "с вовлеченностью лидера", увеличение пенсионного возраста с 2020 года, сокращение за 20 лет социальных и военных расходов в пользу образования и здравоохранения.

ЦСР завершил отбор ключевых мер и показателей долгосрочной стратегии развития РФ на 2018-2024 годы. Согласно плану центра, до конца декабря они должны быть представлены президенту, премьер-министру и основным участникам обсуждения.

Главной целью президентской стратегии, разрабатываемой на площадке ЦСР, является, напомним, увеличение темпов роста ВВП РФ до 4,3% к 2024 году с сохранением их на уровне не ниже 3,7% до 2035 года. Основным инструментом вывода российской экономики на целевую траекторию в ЦСР видят повышение производительности труда -- а альтернативой называют привлечение в экономику до 2019 года дополнительных (по отношению к прогнозным показателям Минэкономики) 4,5 млн человек рабочей силы и 40 трлн руб. инвестиций. Очевидно, что последнее следует рассматривать как ложную альтернативу. Сложно предположить, какого рода события в соседних странах могут привлечь в РФ такое число трудовых мигрантов и что из этого выйдет -- но еще сложнее представить себе желание неизвестных инвесторов вкладывать в экономику России дополнительно по $18 млрд в месяц в следующие три года.

В оценках необходимого прироста производительности ЦСР ссылается на расчеты ИЭП им. Е. Т. Гайдара, по которым ее требуемое увеличение составит 50-60%, что сопоставимо с ростом показателя, накопленным в экономике России в 2000-2016 годах (52%). Для достижения такого результата она должна расти на 1,06% в 2018-2024 годах с ускорением до 2,4% в год на горизонте 2025-2035 годов, что позволит медленнее наращивать инвестиции: их доля к ВВП (18% ВВП в 2016 году) в целевом сценарии к 2024 году должна достичь 23% ВВП -- разрыв с инерционным сценарием составит около 2 процентных пунктов. Состояние демографии также не способствует экономическому росту, и эта ситуация сохранится на ближайшие 15 лет, констатируют в ЦСР: к 2030 году численность трудоспособного населения снизится на 7 млн.

Часть проблем команда Алексея Кудрина предлагает решать безальтернативно -- это рост численности экономически активного населения за счет увеличения пенсионного возраста с 2020 года. Рассматриваются два сценария: рост срока выхода на пенсию по полгода в год, до 63 лет в 2035 году, или по году в год, до 63 лет к 2028 году. В первом случае это позволит вернуть к 2035 году численность трудоспособного населения к уровню 90 млн человек (максимум, достигнутый в 2006 году), во втором -- к 88 млн человек к тому же сроку.

Вторая часть -- новая попытка поворота к высокотехнологичной экономике как способ роста производительности труда. Концепция долгосрочного развития (она же "Стратегия-2020") правительства 2008 года не выполнена -- расходы на НИОКР почти не выросли, доля инновационных промпредприятий увеличилась с 8,5% до 10% к 2014 году вместо планировавшихся 40-50%. Предлагаемая экспертами ЦСР целевая структура роста производительности сильно отличается от ранее предполагавшихся.

Команда Кудрина предлагает наращивать ее в первую очередь в IT и связи (потенциальный вклад в рост общей производительности -- 30 п. п.), финансовых и бизнес-услугах (9 п. п.), логистике (7 п. п.) и строительстве (6 п. п.). Потенциал роста производительности в обработке много ниже (2 п. п.) -- напомним, практически все правительственные концепции строятся на идее роста производительности именно в обработке, и это крупнейший потенциальный конфликт ЦСР с правительством.

Меры в области бюджетной политики от команды ЦСР рассчитаны исходя из двух вариантов политики. Первая, "маневр 34",-- увеличение налогового перераспределения через рост ставок налогов в 2019 году с плавным снижением доли расходов консолидированной бюджетной системы к 2030 году на уровне 34% ВВП (сейчас 37,3%). Вторая, "маневр 32",-- это сохранение ставок налогов на нынешнем уровне, жесткая бюджетная консолидация и снижение всех госрасходов к 2025 году до 32% ВВП. В варианте с ростом налогов до 2035 года главные объекты увеличения госрасходов -- здравоохранение (плюс 1,4 п. п. в общих расходах) образование (плюс 0,8 п. п.) и экология (плюс 0,2 п. п.), главные объекты сокращения -- социальная политика (за счет роста пенсионного возраста, минус 1,4 п. п.), национальная оборона (минус 1 п. п.), нацбезопасность (минус 1 п. п.), ЖКХ (минус 0,4 п. п.), а также общеэкономические вопросы (минус 0,6 п. п.). В варианте с бюджетной консолидацией (по цифрам совпадающей с расчетами Минфина до 2020 года) более жестко режется статья "национальная экономика" -- на 1,6 п. п. против 0,4 п. п. в варианте с ростом налогов, и мягче -- силовые блоки. Дилемма, предложенная ЦСР, выглядит так: "если мы хотим поддерживать промышленность, то неизбежно придется повышать налоги".

Еще одна сейчас не ожидаемая реформа, предлагаемая ЦСР,-- запуск в России "новой научной и промышленной революции".

Оставить все как есть рискованно: в презентации Алексея Кудрина обозначены риски инерционного развития -- по мнению ЦСР, любой внешний шок с 2017 года в этом сценарии приведет к снижению уровня жизни населения, сократится доля РФ в мировой экономике.

Отметим, пока разработка Алексея Кудрина не выглядит абсолютно неприемлемой во властных структурах ни для действующего финансово-экономического, ни для социального блока в правительстве, несмотря на то что возражения со стороны последнего достаточно предсказуемы.

Дмитрий Бутрин, Олег Сапожков


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное