Новости

Правительство готово обменивать деньги на эффективность регионов

Правительство, увеличивая в 2017 году на 9%, или до 1,6 трлн руб., господдержку регионов, ждет от них экономических результатов -- сокращения почти вдвое дефицита региональных бюджетов к 2019 году и снижения уровня дотационности. Кроме того, правительство задумалось о переходе от принципа "деньги к деньгам" к принципу "деньги к потребностям" -- на это, а также на обещанное увеличение дотаций рассчитывают субъекты РФ с низким уровнем бюджетной обеспеченности. Впрочем, регионы-доноры уже начинают выражать несогласие с ростом нагрузки на них из-за перераспределения доходов в бюджетной системе.

Вчерашнее совещание по обеспеченности региональных бюджетов в 2017-2019 годах началось с хороших для губернаторов новостей: премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что господдержку регионов в следующем году планируется увеличить на 9% -- таким образом, объем финансовой помощи составит около 1,6 трлн руб. Как следует из материалов Минфина к совещанию, пик поддержки придется именно на 2017 год -- с 2018 года ожидается постепенное сокращение межбюджетных трансфертов.

Регионам, однако, придется продемонстрировать Белому дому наглядные результаты оказанной поддержки -- правительство взамен ждет почти двукратного сокращения дефицита региональных бюджетов к 2019 году.

Как следует из презентации Минфина, по итогам 2016 года дефицит консолидированных бюджетов ожидается на уровне 211,8 млрд руб.-- а в 2019 году он должен составить около 104,4 млрд руб. Кроме того, с 2017 года в заключаемых с Минфином соглашениях получатели дотаций должны взять на себя обязательства по наращиванию экономического потенциала и снижению уровня их дотационности. В случае нарушения условий соглашения субъекту РФ может грозить сокращение дотаций на 2018-2020 годы на 5% (но не более 5% его налоговых и неналоговых доходов за 2017 год).

Похожие требования правительство предъявляет и при выдаче бюджетных кредитов в следующем году (на них предусмотрено в полтора раза меньше, чем в 2016 году,-- 200 млрд руб.). Они будут предоставляться на пять лет и нацелены на ту же задачу -- снижение дефицита в 2017-2020 годах, сокращение доли рыночных долговых обязательств к 2018 и 2019 годам до уровня не более 60% и 50% суммы доходов (с фиксацией этого уровня до 2022 года).

При этом в Белом доме заявляют о необходимости прекращения практики субсидирования по принципу "деньги идут к деньгам" -- по словам премьера, целевые трансферты должны направляться прежде всего, "исходя из потребностей в развитии региональных отраслей экономики, в социальной сфере, а не просто в регионы, тем более в регионы, которые являются донорами и которые могут за счет собственных средств профинансировать соответствующие мероприятия".

Опрошенные "Ъ" губернаторы в целом поддержали привязку объема трансфертов к экономическому развитию регионов. Впрочем, губернаторы не так единодушны в оценках нововведений -- напомним, на днях глава Республики Татарстан (входит в число немногих регионов-доноров) Рустам Минниханов резко раскритиковал решение о централизации дополнительного 1% налога на прибыль (до этого федеральный бюджет получал 2%, а региональный -- 18% облагаемой прибыли). Решение о перераспределении было принято Белым домом для поддержки беднейших регионов. По словам господина Минниханова, ущерб от него для Татарстана может составить 8 млрд руб. "Весь заработок следующего года, если мы хорошо будем работать, уйдет на покрытие наших издержек, а не на улучшение жизни людей",-- подчеркнул он.

Евгения Крючкова; Булат Баширов, Уфа; Олег Ерусланов, Чебоксары; Елена Морозова, Новосибирск; Сергей Иванов, Ростов-на-Дону; Александр Тихонов, Ивановская область


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное