Новости

Без реальной локализации российскому автопрому не выехать из кризиса

Автопром в нашей стране принято считать одним из самых проблемных сегментов промышленности: сначала -- из-за советского наследия, теперь -- из-за спада авторынка. Но стагнация в экономике, как ни странно, пошла отрасли на пользу.

Продажи падают с марта 2013 года, и в 2016 году автопром наконец признал существующие проблемы и задумался всерьез над их решением. До этого осознания мы наблюдали все классические стадии психологического принятия: было отрицание, были гнев, депрессия и даже торг (за господдержку). "Главное, что все протрезвели и поняли: кризис совсем не краткосрочный и надежды на быстрый отскок, как после 2009 года, абсолютно нереалистичны,-- рассказывает один из автопроизводителей.-- Год напоминает похмелье: еще жива память о хорошей тусовке, но уже понятно, что тебе очень плохо и, главное, это надолго".

Не особенно помогла и девальвация рубля. Российский рынок не лишился импортных моделей. Более того, по словам моих источников из иностранных компаний с производством в стране, во многом благодаря импорту им удалось пережить этот год. На вопрос, почему эти модели остаются востребованными, следует ответ, что разница цен с местными заводами некритична. "В России все еще очень дорого собирать машины",-- говорят они. В разгар девальвации этот факт стал удивительным открытием и для правительства. Поначалу власти пребывали в уверенности, что дешевый рубль принесет головокружительную конкурентоспособность машинам российской сборки за рубежом. Но, как неоднократно и предполагал "Ъ", локализация, которую государство ставило во главу угла и стимулировало изо всех сил в последние годы, оказалась условной: основные компоненты автомобилей все еще импортные. В результате именно сейчас отрасли пришлось вспомнить о существовании и значимости поставщиков автокомпонентов.

Изменения наметились и по части традиционно необъятной (относительно других отраслей) господдержки автопрома. Есть шанс, что она начнет обретать более цивилизованные формы: в правительстве задумались над прозрачностью механизмов и четких критериях распределения денег. Хотя у иностранных производителей, локализованных в России, на фоне опасений дефицита средств все же сложилось ощущение, что "если раньше господдержка доставалась хоть как-то всем игрокам, то в будущем перераспределять ее будут по избранным". Впрочем, возможно, что именно безудержное вливание госсредств в автопром в последние пару лет оказало отрасли медвежью услугу, задержав момент отрезвления.

В свою очередь, производители только в уходящем году по-настоящему и потянулись в сторону экспорта в надежде компенсировать дефицит внутренних продаж, притом что объективно экспортный потенциал в 2016 году сократился -- с введением в Казахстане утилизационного сбора Россия потеряла традиционно крупнейший внешний рынок сбыта автомобилей, выпали и Украина с Белоруссией.

Но в целом в отрасли сформировалось понимание, что внутренний рынок в РФ будет восстанавливаться долго и, чтобы комфортно чувствовать себя на нем, придется усиленно работать над реальной локализацией машин и автокомпонентов.

Яна Циноева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное