Дональд Трамп и после победы на выборах не упускает случая поддеть бывшую соперницу Хиллари Клинтон. Вчера в ходе пресс-конференции, отвечая на вопрос о перспективах российско-американских отношений, избранный президент США сказал: "Нет никакой кнопки перезагрузки".
Кнопка с такой надписью фигурировала на одной из первых встреч госсекретаря США Хиллари Клинтон и министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Шел 2009 год, и две страны с новыми президентами готовились дружить, отбросив наследие одного бывшего -- Джорджа Буша-младшего. Сегодня, когда бывший начальник госпожи Клинтон Барак Обама энергично прощается с Америкой, а Москва еще бодрее прощается с господином Обамой, о тех надеждах вспоминать можно только с иронией. А пока господин Трамп шутил над проигравшей госпожой Клинтон и надеялся "поладить" с Россией, в Конгресс США был внесен законопроект, который может связать его по рукам и ногам.
Сенаторы очень сильно против
Авторами концепции законопроекта "Акт 2017 года о противодействии враждебному поведению России" (Counteracting Russian Hostilities Act 2017), проекта комплексных экономических санкций в отношении России, были сенаторы-республиканцы Джон Маккейн и Линдси Грэм, в Конгресс проект документа вносится от имени демократа Бена Кардина, соавторами числятся девять членов Конгресса -- и демократы, и республиканцы, преимущественно противники господина Трампа.
Акт призван создать единые рамки для экономических и персональных санкций против России по трем основаниям: враждебные действия РФ в киберпространстве (формальная причина -- акт появился после отчета ФБР о внешнем влиянии из РФ на выборы в США), такое же поведение Москвы по отношению к странам-соседям (присоединение Крыма, Украина, Южная Осетия, Абхазия) и необходимость системного отстаивания демократии и борьбы с коррупцией в Восточной Европе.
В целом конструкция напоминает финальные версии санкционных актов США 1996 года в отношении Ирана (ILA и ISLA) -- по сути, это постепенный переход от секторальных санкций к общеэкономическим, хотя и не предусматривает, как в случае с ILA и ISLA, фронтального запрета на всю внешнюю торговлю.
Юристы сходятся на том, что авторы документа пытаются принципиально изменить механизм санкционного давления США на Россию, называя самым важным аспектом возведение санкционного режима в ранг закона.
Юрист Ксения Риф отмечает, что законопроект закрепит не только возможные новые санкции, но и уже действующие. Сейчас санкции, введенные исполнительными указами президента, могут быть отменены им самим. То есть с момента инаугурации Дональд Трамп получит право отменить действие указов Барака Обамы, но если санкции будут закреплены на уровне закона, то отмена указов президентом ничего не изменит. Проще говоря, подчеркивает юрист, инициатива направлена именно на устранение возможности будущего президента по собственному решению отказаться от санкционного режима.
Надежды и долги
Для принятия закона потребуется поддержка и республиканцев и демократов. При этом речь должна идти не о простом большинстве, а двух третях голосов членов Конгресса -- чтобы преодолеть вероятное вето со стороны Дональда Трампа.
Мнения о шансах принятия закона расходятся. Глава аналитического департамента УК "БК-Сбережения" Сергей Суверов, занимающийся финансовыми и энергетическими вопросами, говорит, что авторы инициативы авторитетны, но пока в Конгрессе солидного большинства у них нет: "Идет игра на опережение действий Дональда Трампа. Авторы хотят противодействовать возможному улучшению отношений с Россией, в связи с чем и возникла эта инициатива". Но эксперт полагает, что вероятность одобрения новых мер остается, поскольку в США сильны антироссийские настроения.
"В Сенате сейчас республиканское большинство, но они не все единодушны,-- отмечает Ксения Риф.-- Законопроект в любом случае рассмотрят. Будет ли он принят, сказать сложно, но произойдет это уже при Трампе".
В законопроекте содержатся только два условия, при соблюдении которых президент США может просить Конгресс пересмотреть положения закона или проголосовать за его отмену -- это прекращение военной операции России в Сирии и отказ Москвы от "дестабилизации ситуации на Украине".
В российском правительстве между тем все-таки надеются, что законопроект не пройдет.
Как кончилась "перезагрузка"
Сами авторы американского законопроекта уверены, что их усилия не напрасны -- хоть и не обязательно будут успешны в краткосрочной перспективе. "Речь идет об обозначении позиции Маккейном и другими сенаторами, которые дают понять Трампу, что могут начать конструктивное сотрудничество с избранным президентом, если он откажется от сближения с Россией и продолжит проводить конфронтационную политику в отношении нее",-- считает программный директор Фонда клуба "Валдай" Дмитрий Суслов.
По его словам, вероятность того, что Дональд Трамп примет решение о введении новых санкций невелика, но в любом случае американский истеблишмент и Конгресс "дают понять, что такой шаг будут активно приветствовать".
Но даже если принятие законопроекта затянется, он не перестанет быть высоким риском для России, подтверждением чему выглядит история "списка Магнитского". За его введение в 2012 году подавляющим большинством голосов проголосовали Сенат и Палата представителей. Барак Обама тогда был категорически против, рассчитывая на эффективное взаимодействие с Россией, но в итоге подписал законопроект.
Андрей Райский, Анна Занина, Павел Тарасенко, Тихон Сусликов




SIA.RU: Главное