После ряда громких ошибок надзорного блока в 2016 году, в частности ситуации с банком "Пересвет" и Татфондбанком, ЦБ затеял масштабную реформу банковского надзора. Контроль за банками будет централизован и ужесточен, и до конца 2018 года в каждый из действующих 623 банков будет направлен уполномоченный представитель ЦБ. Одновременно будет ужесточен и контроль за качеством работы сотрудников надзорного блока -- до 2018 года планируется выработать четкие алгоритмы действий сотрудников и меры ответственности за допущенные ошибки.
О том, что до конца 2018 года будет произведена серьезная реформа банковского надзора, рассказала вчера на встрече с банкирами в подмосковном пансионате "Бор" глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Она уточнила, что с 1 марта 2017 года надзор будет централизован и численность сотрудников территориальных подразделений ЦБ значительно сокращена. "В регионах останется около 200 сотрудников (сейчас их около тысячи.-- "Ъ"), и они будут выполнять функцию уполномоченных представителей,-- пояснила зампред ЦБ Ольга Полякова.-- В Москве останется около 700 человек". По ее словам, в крупном банке будет один сотрудник ЦБ, в отношении менее крупных игроков один сотрудник сможет выполнять такую функцию в двух-трех банках.
Впервые институт уполномоченных представителей появился в 2009 году, и тогда сотрудники ЦБ были введены в крупные банки, а также в банки, получившие кредиты от ВЭБа и ЦБ. Сейчас уполномоченные представители работают примерно в 170 банках. "Такие сотрудники присутствуют на заседаниях советов директоров, правлении банка, могут знакомиться с кредитными документами, но в деятельность банка они не вмешиваются",-- уточняет партнер БДО Денис Тарадов.
Одновременно будут ужесточены и требования к работе самих сотрудников надзорного блока ЦБ, объявили вчера представители регулятора. "Сейчас мы работаем над тем, чтобы составить модель компетенции для кураторов и уполномоченных представителей с учетом тех задач, которые перед ними стоят",-- заявила Ольга Полякова. До 1 июля 2017 года будут выработаны так называемые стандарты качества. "Для нас не должно быть никаких "серых зон" в деятельности кредитных организаций,-- добавила она.-- В стандарте будет четко закреплен порядок действий сотрудника и оценка качества его работы".
Юлия Локшина




SIA.RU: Главное