Постановление правительства «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» было принято 16 марта 2013 года. Эта программа подразумевала выделение ведущим вузам по 14,5 млрд руб. ежегодно. Согласно новому постановлению, опубликованному вчера, финансирование университетов России в 2017 году будет сокращено до 10,6 млрд руб., в 2018 году – до 10,3 млрд руб., а в 2019 году – до 10 млрд руб. Что касается 2020 года, то объемы пока предполагается сохранить на уровне 14,5 млрд руб.
Данная новость не является чем-то удивительным. Особенно в свете того, что бюджет на 2017-2019 годы предусматривает значительный дефицит на уровне 3,2% к ВВП в 2017 году, 2,2% к ВВП в 2018 году, 1,2% к ВВП в 2019 году. Логично, что экономические власти стараются оптимизировать структуру расходов. Однако все события стоит рассматривать исключительно в контексте существующего новостного фона и общей экономико-политической ситуации в стране.
Сразу вспоминается новость последних дней про продовольственные карточки. На поддержку малоимущему населению по разным подсчетам планируется выделить порядка 200 млрд руб. Вроде бы благое начинание, только данная мера планируется в условиях нехватки бюджетных средств. Не надо быть провидцем, чтобы предположить, что деньги конечны и для того чтобы их куда-то потратить их надо сначала их откуда-то получить. Соответственно, первым предположением стало урезание социальных программ. Новость про сокращение финансирования вузов стала подтверждением этих предположений.
Идея поддержки малоимущих с помощью продовольственных дотаций сама по себе вполне здрава, тем более, она предусматривает расширение спроса на товары российского производства. Так, по подсчетам эта программа на каждый вложенный рубль сможет принести 1,5-1,9 руб. прибыли для бюджета. Но если соотнести объем полученной прибыли к ВВП, то мы увидим, что финансовый результат в случае успеха программы обеспечит увеличение ВВП всего на 0,2%, что само по себе незначительно. Зато 15 млн малоимущего населения России ощутит на себе поддержку государства, что, несомненно, важно особенно в преддверии выборов 2018 года.
Однако сотрудники образовательных учреждений, скорее всего, не смогут ощутить эту заботу на себе. Хотя им не привыкать. Так, с 2012 года в ходе массовых проверок были отозваны лицензии у сотен российских образовательных учреждений. Конечно, среди них были и заведения, которые с трудом можно было назвать вузами, но под нож правительственной компании попали и очень крупные и именитые российские образовательные учреждения. Такие действия властей привели к нескольким негативным явлениям одновременно. Во-первых, в малых городах снизилась доступность образования. Во-вторых, началось массовое сокращение рабочих мест. С 2012 года более 500 высших учебных заведений прекратили существование. А куда идти преподавателю, особенно если это некрупный город. Хотя ответ на этот вопрос ответ уже есть – конечно же, в бизнес!
Вот и получается, что с одной стороны правительство предлагает вполне здравые меры поддержи населения, а с другой – урезает финансирования образования и, как следствие, сокращает рабочие места. То есть стимулирование платежеспособного спроса одной части населения страны происходит на фоне сокращения у другой его половины.
Максим Романчук, аналитик Альпари




SIA.RU: Главное