Правила игры застраховывает от ломбардов руководитель банковской группы Юлия Локшина
ЦБ уже более двух лет регулирует ломбарды, но преимущественно с надзорной стороны -- чистит рынок, избавляясь от компаний-призраков, собирает отчетность. До решения насущных проблем руки у регулятора по большей части не доходят. А ведь возможности для этого у ЦБ есть.
С 2015 года ломбарды ведут с Банком России переписку по вполне конкретному вопросу -- страхованию принимаемых в залог вещей. Проблема заключается в том, что профильный закон "О ломбардах" предусматривает такую обязанность для участников этого рынка. А вот страховщиков их профильный закон "Об организации страхового дела" взаимодействовать с ломбардами не обязывает, а сами они этого не хотят. Овчинка выделки не стоит, риски слишком высоки, считают в большинстве своем страховщики. Как следует из недавнего письма ЦБ в Ассоциацию развития ломбардов, регулятор признает существующую законодательную коллизию между законом "Об организации страхового дела" и законом "О ломбардах".
Со своей стороны, ЦБ готов согласиться с тем, что страхование залогов -- дело добровольное. Но вот незадача -- закон "О ломбардах" нарушать нельзя, а инициировать изменения в него ЦБ почему-то не хочет. При этом за отсутствие страхования залогов регулятор привлекает ломбарды к административной ответственности в виде штрафов от 50 тыс. до 100 тыс. руб., что сопоставимо с месячной чистой прибылью небольшого регионального ломбарда.
Скорых поправок к профильному закону в ломбардах не ждали, там надеялись, что ЦБ, являясь регулятором и страхового, и ломбардного рынков, сможет повлиять на страховщиков.
Но, как показывает свежая переписка ЦБ с ломбардами, намерение так и осталось намерением.
Тем временем ЦБ наводит порядок на страховом рынке не менее активно, чем на ломбардном. Во время этой чистки исчезли те немногие компании, которые оказывали страховые услуги ломбардам. У части из них, например, у "Инвестиций и финансов", СК "Северная казна" и других, ЦБ отозвал лицензии. Это существенно обостряет проблему страхования залогов. Но, видимо, мегарегулятор мыслит масштабно.