Новости

Государство наедет на серый рынок автозапчастей

Минэкономики подсчитало, что половина запчастей на российском авторынке -- контрафакт, и выступило за борьбу с подделками. Одним из вариантов министерство называет чипизацию деталей по аналогии с пилотным проектом по маркировке меховых изделий. Автодилеры предлагают бороться с серыми продавцами запчастей за счет лицензирования сервисных центров. Но автоконцерны скептично относятся к обеим идеям, а эксперты предлагают сделать чипизацию деталей условием прохождения техосмотра.

Российский рынок запчастей и автокомпонентов составляет порядка $40 млрд в год, рассказал во вторник замдиректора департамента развития секторов экономики Минэкономики Павел Финк на заседании комиссии РСПП по автопрому и сельхозмашиностроению и экспертного совета комитета Госдумы по экономполитике. При этом на рынке запчастей -- 50% контрафакта и 80% импорта, отметил он. По словам чиновника, для стимулирования российских производителей нужно, в частности, сконцентрировать усилия на борьбе с контрафактом. В Минэкономики "Ъ" пояснили, что для пресечения контрафакта сейчас реализуется пилотный проект по маркировке (чипизации) меховых изделий, по запчастям -- "как вариант, может быть применен аналогичный подход". Для этого ФНС создала базу по отслеживанию меховых изделий -- от изготовления до продажи. Цена контрольного знака -- не более 22 руб. за штуку. Актуальных результатов пилота пока еще нет, говорят в Минэкономики.

В Минпромторге рассказали, что маркировка мехов с августа 2016 года показала себя наиболее эффективным инструментом противодействия незаконному обороту продукции. Министерство заинтересовано в расширении списка товаров, подлежащих маркировке, "в наиболее короткие сроки". Сейчас Минпромторг прорабатывает введение маркировки на обувь, древесину, авиакомпоненты и др., но для адаптации бизнеса к нововведению нужно учитывать удельную стоимость единицы продукции, рыночную конъюнктуру и т. д.

Проблемой контрафакта озадачены и автодилеры -- в кризис сервис стал ключевым источником доходов. Ассоциация российских автомобильных дилеров (РОАД) направила в Минпромторг письмо (есть у "Ъ"), в котором представила свои идеи по борьбе с серыми сервисами. Предложено "законодательно закрепить регулирование рынка сервисных услуг", подвергнув их лицензированию и создав "инструмент контроля качества со стороны государства".

Но источник "Ъ" среди автоконцернов говорит, что потребителя уже защищает закон и сам производитель -- выдавая сервису статус официального. Никто не заинтересован в поддержке серых дилеров, замечает он, но "нельзя сделать выбор за покупателя". Другой источник "Ъ" в отрасли считает, что лицензирование принесет дополнительные издержки, которые поднимут цены для покупателей, при этом, по его мнению, "серый рынок никуда не денется и в него будет уходить только больше людей". Кроме того, рассуждает он, официальные сервисы почти никогда не чинят даже простые детали: "Зачем чинить, если можно продать новую запчасть втридорога -- и дистрибутор рад, и дилер, выполнивший план". Поэтому люди и предпочитают чинить машины у серых дилеров.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что обе идеи сырые: "Идея Минэкономики требует доработки в плане реализации, чип на детали третьего уровня не поставить. Лицензирование не заработает, поскольку те, кто сейчас работает всерую, белее от этого не станут".

Яна Циноева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное