Новости

Елена Палютина: «Банк должен быть удобным, приятным и честным»

Почему нужно обращать внимание на то, что написано мелким шрифтом в кредитном соглашении, о преимуществах маленькой компании перед большой, и о своём солидном «послужном списке» банков порталу SIA.ru рассказала Елена Палютина, бренд-коуч и основатель компании по созданию и продвижению брендов Brand Campus.

Про банки. Работая как юрлицо с 2003 года, я имею довольно насыщенную историю взаимодействия с банками. Самым первым банком для нашей компании был банк "Радиан", туда мы попали по рекомендации, и я несколько лет там обслуживалась, особо не вникая в финансовую сторону процесса. В 2006 году передо мной встал вопрос оптимизации расходов компании, и оказалось, что обслуживание в этом банке стоит достаточно дорого.

Бухгалтер порекомендовала банк с недорогим обслуживанием – Стройкредит, и мы перешли туда. Банк был абсолютно нормальным, мы в нем обслуживались до тех пор, пока он не перестал работать с юридическими лицами. Снова пришлось искать другой банк. Стали выбирать между Уралсибом и Русь-банком (сейчас – Росгосстрах Банк). В Уралсибе нас заставили подписывать кучу бумаг, и в то время как мы с менеджером сидели и заполняли всякие анкеты, нам позвонила представитель банка Русь и предложила заглянуть к ним в офис. Благо, было недалеко и по пути, мы зашли, и мне там очень понравилось. В Уралсибе в сравнении с Русью атмосфера была тяжелая, недружелюбная по отношении к клиентам, а это для меня очень важно. Поэтому мы остановили свой выбор на банке Русь и проработали с ним довольно долго.

Когда в Иркутске открылся филиал Банка24, директор местного офиса как-то пришла к нам и рассказала про компанию, про их подход к обслуживанию клиентов, мне очень понравилась ее презентация. Но я туда не пошла, поскольку на тот момент меня устраивал текущий банк. Спустя время я меняла юридическое лицо, вспомнила про Банк24 и решила открыть в нем счет. Стоит уточнить, что по роду своей деятельности я должна быть мобильной, поэтому работаю с банками исключительно онлайн. И, несмотря на то, что обслуживание в Банке24 было дороже, мне очень понравилось там – комфортно, дружелюбно и легко. А потом, к сожалению, в 2014 году у банка отозвали лицензию. Мне повезло: буквально за три дня до этого я сняла деньги со счета, там оставалось 500 рублей. Но все равно я была очень расстроена – было очень обидно потерять столь удобный для себя банк – таких, как Банк24, больше не было.

После этой истории я обратилась в Промсвязьбанк, но интерфейс после РГС и Банка24 показался мне неудобным, и когда я, наконец, решила после ООО перейти к работе в формате ИП, мне порекомендовали банк Авангард. В сравнении с Банком24, Авангард, конечно, проигрывал, но всё же он был удобнее, чем ПСБ. А где-то месяцев через восемь мне рассказали, что Банк24 «реинкарнировал» в банк Точку, и я, конечно, на радостях туда сразу вернулась. Счёт на этот раз открывала полностью онлайн. И теперь я даже не рассматриваю другие банки – мне очень нравится Точка, его основатель и их подход к клиентам. А принадлежность этого банка к финансовой группе «Открытие» дает какую-то стабильность.

Крупные банки для бизнеса я особо никогда не рассматривала, – как-то не любитель я крупных корпораций. Сбербанк никогда не любила – долго, дорого… Но я очень уважаю Германа Грефа за то, как изменил такую огромную советскую структуру, как управляет ею сейчас, и вообще ценю его роль в продвижении темы инноваций в нашей стране. Как физическое лицо обслуживаюсь именно там, потому что там очень удобный онлайн банк, и у него большая сеть отделений и банкоматов.

Про кредиты. Займов для бизнеса я не брала никогда. А вот с потребительскими кредитами была пара неприятных историй. Так, когда-то я брала в Сбере кредит на переезд дочери в Москву. Изначально займ предлагался по ставке 19%, но в итоге, при подписании документов, оказалось, что ставка уже 22%. И это мне сообщили лишь на месте. А ситуация была срочная, искать альтернативу было уже некогда. Ну и я, не вдаваясь в подробности, согласилась. И, как потом оказалось, там было еще почти 18 тысяч рублей страховки, которую я тоже добросовестно выплатила, а когда, при досрочном погашении, попыталась ее вернуть, мне было отказано на том основании, что я могла сделать это только в течение первого года. Было крайне неприятно: когда однажды я купила шубу, взяв товарный кредит в ОТП Банке – банке «не первой лиги», страховку мне в какой-то момент отключили. А Сбербанк об условиях страховки даже не предупреждал. Понимаю, что сама виновата, но считаю, что это весьма недостойно, особенно – для банка такого масштаба и веса.

Попала я и в распространённую историю с Русским Стандартом, воспользовавшись их кредиткой. Тогда был сложный жизненный момент, я «купилась» и исправно возвращала займ. А потом узнала, что, по договору, если бы я выплачивала минимальный платеж, который они мне назначили, мне пришлось бы в течение девяти лет ежемесячно эту сумму платить! Благо, тогда вмешалось государство, и людям разрешили досрочно гасить кредиты. Кредитку я закрыла и в Русский Стандарт с тех пор больше ни ногой, какими бы «вкусными» предложениями они не завлекали.

Про отношение банков к клиентам. Я специалист по брендингу и знаю, про то, что такое настоящий бренд, как грамотно строить отношения с потребителями. Конечно, с этой точки зрения я оцениваю любую компанию, и банки – в том числе. Тут, на самом деле, по большому счёту, все просто. Как и в отношениях между людьми, любые скользкие и нечестные моменты в отношениях с клиентами ведут к тому, что, как только у людей появляется выбор, они при первой же возможности уходят. А выбор в наше время постоянно растёт, да и мобильные приложения вообще грозят банкам исчезновением как институту в принципе. Поэтому банк должен быть удобным, приятным и честным. Как, например, Точка. Мне периодически звонят из других банков, предлагают перейти. Но я этого не делаю, даже при меньшей стоимости обслуживания. Потому что нашла для себя услугу, в которой меня устраивает всё – формат, интерфейс, условия работы, взаимодействие с банком, и за это я готова платить.

Про финансовые принципы. Считаю, что не надо влезать в долги, хотя всякое в жизни случается. У меня был момент, когда мы с партнером обращались в банк за кредитом для бизнеса, но нам его не выдали, чему я очень рада. В конце концов, мы выкрутились, хотя было непросто. Нужно либо совсем не брать займы, либо возвращать максимально быстро, чтобы не быть зависимым. Иначе, по факту, вы просто будете работать на банк, выплачивая кредиты, и бизнес будет очень неустойчивым. Кроме этого, важно организовать для себя денежную подушку безопасности (сумму в размере вашего шестимесячного комфортного дохода). Это позволит обеспечить финансовую независимость.

Про траты. Регулярная статья трат – это повседневные расходы плюс тренинги, книги, одежда – много трачу на себя, в своё удовольствие. Сплавы люблю, например. Самая крупная статья расходов пока была печальной – выплата долгов компании. Одно время я уезжала в Москву, оставив руководить компанией директора, а когда вернулась, и, не проверив состояние дел, человека уволила, мне «в наследство» досталось 600 тысяч рублей долга, которые мы потом выплачивали в течение двух лет. Был хороший урок. Но когда я в такую ситуацию попала во второй раз, была уже научена горьким опытом, и подобного не случилось.

Про первые деньги. Когда мне было 20 лет, после третьего курса я работала летом в стройотряде – мы ездили проводниками на фирменном поезде «Байкал» (Иркутск – Москва), получили неплохую по тем временам зарплату.

Про кризис. Кризис 2014 на моей деятельности особо не отразился, поскольку на тот момент я уже полностью ушла в «киберпространство» – отказалась от офиса, стала работать проектно. Да и у маленьких игроков есть свои преимущества – нет больших расходов по аренде, обязательств перед наемными сотрудниками. Относительная стабильность в заказах и мобильный формат делает тебя очень «лёгким». Я считаю, что всё в этой жизни зависит от нас самих. Вселенная безгранична, и в ней есть всё и для каждого – бери и пользуйся. Поэтому в наших силах делать то, что нравится и жить так, как хочется. Над этим и работаю! (Смеется).


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Популярные финансы":
Все материалы сюжета (50)