Новости

Русская Alibaba. "Яндекс" и Сбербанк создадут СП для развития интернет-торговли

"Яндекс" и Сбербанк договорились о создании на базе "Яндекс.Маркета" совместного предприятия, которое займется развитием интернет-торговли. Сбербанк, давно вынашивавший планы стать крупным игроком на этом рынке, вложит в бизнес 30 млрд руб. Новая компания может стать отечественным конкурентом Alibaba и стимулировать развитие всего рынка, но столкнется с рядом рисков, предупреждают аналитики.

"Яндекс" и Сбербанк в среду объявили о соглашении о намерениях создать СП на базе "Яндекс.Маркета" -  Сбербанк вложит в него 30 млрд руб. На момент сделки партнеры оценивают СП в 60 млрд руб., они получат равные доли в компании. До 10% акций пойдут на опционы для сотрудников. Ожидается, что сделка будет закрыта до конца 2017 года. Сервис продолжит работать под управлением текущей команды во главе с гендиректором Максимом Гришаковым.

"Яндекс.Маркет" - крупнейший российский товарный агрегатор. В 2016 году его оборот составил около 100 млрд руб. Каждый месяц сервис посещают более 20 млн человек, а товары на нем предлагают около 20 тыс. интернет-магазинов. По итогам первого полугодия 2017 года выручка "Яндекс.Маркета" увеличилась на 17%, до 2,463 млрд руб.

О том, что Сбербанк планирует построить на основе своих ресурсов и инфраструктуры национальную экосистему в сфере интернет-коммерции по примеру крупнейших мировых компаний, включая Alibaba Group, "Ъ" сообщал в ноябре 2016 года . Одним из вариантов реализации проекта называлось партнерство с крупной российской интернет-компанией, в том числе с "Яндексом".

Инвесторы "Яндекса" позитивно отреагировали на соглашение: по состоянию на 20:30 по Москве котировки компании на NASDAQ выросли на 2,5%. Но оценки перспектив СП пока расходятся. Аналитик JPMorgan Алексей Гоголев указывает, что оно может увеличить вовлеченность пользователей в электронную торговлю и обеспечить доминирование Сбербанка в сфере онлайн-платежей. Финансирование от банка также должно помочь с базой для развития логистической инфраструктуры и снизить риски для "Яндекса", считают аналитики "Открытие Капитал".

Но за 17 лет существования "Яндекс.Маркета" разные управленческие команды не сумели создать полноценную платформу онлайн-торговли, а у Сбербанка, по сути, нет опыта в e-commerce, предостерегают в "Ренессанс Капитале". "Ряд неудачных попыток "Яндекса" совершить переход к модели CPA (оплата за действие) подчеркивают, насколько сложно превратить сайт сравнения цен в сильную платформу для электронной торговли", - отмечают аналитики инвестбанка.

Глава Сбербанка Герман Греф хочет сразу построить большой проект в e-commerce - такая идея понятна, достаточно посмотреть на капитализацию Amazon, в конце июля превысившую $500 млрд, рассуждает сооснователь Data Insight Федор Вирин. Для "Яндекса" же ключевым вопросом становится, что делать с "Маркетом", считает он: модель оплаты за клик по объявлению отлично работала много лет, но изжила себя, поскольку ценовая конкуренция, раньше отстраивавшая рынок, сейчас убивает его, "съедая маржу до копейки". Кроме того, поменялся сам e-commerce: чистые онлайн-магазины сходят с рынка, а приходят офлайновые сети и производители, формат работы которых сильно отличается.

Роман Рожков


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное