Во втором квартале потребители России стали готовы меньше экономить на том, от чего в кризис отказывались больше всего, - покупке новой мебели и бытовой техники, занятиях фитнесом и т. д. При этом они собираются меньше тратить на услуги ЖКХ, оплату связи и транспорт. Желание экономить на этих "неэластичных" категориях проявилось у россиян впервые.
Доля россиян, готовых при ухудшении финансового положения отказаться от покупки новой мебели и товаров для дома, снизилась с 41% в первом квартале этого года до 34% - во втором, сообщается в исследовании GfK. На 9 процентных пунктов (п. п.) стало меньше тех, кто намерен экономить на занятиях спортом, во втором квартале таких было 20%. Число тех, кто намерен экономить на приобретении новой бытовой техники, электроники, телефонов, уменьшилась на 4 п. п., до 26%.
Ритейлеры подтверждают результаты исследования. "Во втором полугодии мы наблюдаем рост посещаемости магазинов, готовности покупать. Хорошую динамику, например, показывает мебель для кухни", - отмечают в IKEA. Оживление рынка бытовой техники и электроники во втором квартале заметили в "М.Видео". "Интерес россиян растет на фоне снижения цен", - объясняет представитель сети Валерия Андреева. По ее словам, "М.Видео" во втором квартале увеличило продажи на 5%, тогда как первый квартал был отрицательным для всего рынка.
Не согласна с выводами GfK заместитель гендиректора сети фитнес-клубов X-Fit Ирина Туманова: "Спрос на фитнес-услуги стабильно вялый - с момента кризисного дна мы не фиксировали заметных изменений. И два квартала текущего года не стали исключением". По словам госпожи Тумановой, притока в клубы новых клиентов, которые до экономического спада не занимались фитнесом, не наблюдается, но при этом начинают возвращаться к тренировкам те, кто отказался от них в последние два года по материальным соображениям.
Рост доли экономных граждан произошел в шести категориях. До 41% (на 6 п. п.) выросло число тех, кто готов отказаться от путешествий. Участники туррынка, в свою очередь, не видят снижения спроса, говорит представитель OnlineTur.ru Игорь Блинов. "По итогам года мы ждем роста продаж на 12%. Другое дело, что многие туристы стараются экономить, сокращая продолжительность поездки: вместо туров на одиннадцать ночей выбирают на семь-восемь", - отмечает он.
Почти в два раза во втором квартале увеличилась доля тех, кто экономит на продуктах питания, их стало 7%. В ГК "Дикси" говорят, что в покупательском поведении сохраняется рациональный подход к ценовому предложению. Но нового резкого пика в сторону сокращения расходов пока не наблюдается, сказал представитель компании.
На 3 п. п. стало больше россиян, которые готовы больше экономить на транспорте и бензине (12%), связи (9%) и оплате коммунальных услуг (6%). Как отмечают в GfK, запрос потребителей на экономию в "неэластичных" категориях, таких как расходы на мобильную связь, транспорт, товары повседневного спроса и даже коммунальные услуги, усилился впервые.
Анастасия Дуленкова, Александра Мерцалова




SIA.RU: Главное