Новости

Авиакомпании призывают вернуть госрегулирование тарифов аэропортов

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) просит ФАС вернуть обратно госрегулирование тарифов аэропортов в Московском авиаузле, которое было частично отменено в конце 2015 года. АЭВТ и авиакомпании жалуются на опережающий рост тарифов, притом что тарифы на перевозку пассажиров снижаются. ФАС и аэропорты, однако, считают динамику тарифов обоснованной, поскольку аэропортам нужно окупать инвестиции в инфраструктуру.

Как выяснил "Ъ", АЭВТ просит ФАС вернуть регулирование тарифов в Московском авиаузле (МАУ), отмененное в конце 2015 года. Речь идет о плате за взлет-посадку, стоянку судов, авиабезопасность, предоставление аэровокзального комплекса и обслуживание пассажиров. Как следует из письма АЭВТ заместителю руководителя ФАС Александру Редько, с июля 2016 года по август 2017 года в аэропортах "наблюдается опережающий рост цен" на топливо и аэропортовые услуги. По подсчетам АЭВТ, в среднем заправка топливом подорожала на 12%, доставка пассажиров - на 18%, бортового питания - на 6%, обслуживание пассажиров на международных линиях - на 10%, авиабезопасность - на 8%, уборка самолета - на 4%. В результате стоимость обслуживания судна типа А320 с загрузкой в 100 пассажиров выросла в среднем на 15%, пишет президент АЭВТ Владимир Тасун. При этом из-за конкуренции между авиакомпаниями их доходы от перевозки за январь.июль снизились в среднем на 5%, а по отдельным направлениям - на 10%.

В пресс-службе ФАС сообщили "Ъ", что рассмотрят обращение. Источник "Ъ", знакомый с позицией службы, говорит, что аэропорты Москвы действительно поднимают сборы, но предварительно "всегда обращаются в ФАС, предоставляя финансовое обоснование своих действий". По данным "Ъ", с начала года во Внуково сборы (без учета аэронавигации и заправки топливом) выросли на 9%, в Домодедово - почти на 34%, в Шереметьево - на 16,1%.

Среднегодовой темп роста (при накопленной инфляции в 7,9%) во Внуково составил 5,4%, в Шереметьево - 9,4%, в Домодедово - 20,3%. За семь лет рост сборов во Внуково составил в среднем 4,9%, в Домодедово - 8,4%, в Шереметьево - 5,8% в год. По словам источника "Ъ", опережающий рост в Домодедово "обусловлен сильным недофинансированием в предыдущие периоды". К тому же, добавляет собеседник "Ъ", в Домодедово и Шереметьево "идет масштабное строительство за счет средств операторов", а если перевести аэропорты МАУ на долгосрочное регулирование тарифов, то их рост "будет в разы выше, чем сейчас".

В Домодедово заявили "Ъ", что корректировка тарифов - "ежегодное плановое мероприятие". Аэропорт считает статистику АЭВТ "некорректной", поскольку расчет "не учитывает уровень накопленной инфляции с последнего момента повышения тарифов".

При этом опрошенные "Ъ" авиакомпании поддержали оценку АЭВТ. В "Уральских авиалиниях" "Ъ" сообщили, что дерегулированные тарифы на наземное обслуживание "растут опережающими темпами в аэропортах, где нет конкуренции в этой сфере".

Ведущий эксперт НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко говорит, что, в отличие от авиакомпаний, аэропорты - это стабильно прибыльный бизнес, пусть и с небольшой рентабельностью. Формально рост регулируемых сборов, утверждаемых ФАС, достаточно скромный, и многие аэропорты компенсируют это за счет быстрого роста нерегулируемых. Но повышение тарифов - это не всегда плохо, считает эксперт, и часто свидетельствует о том, что операторы вкладываются в инфраструктуру, которую нужно окупать.

Елизавета Кузнецова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное