Кризис вокруг «ВИМ-Авиа», которая из-за отсутствия средств завершит полеты в середине октября, вынудил Минтранс экстренно разработать меры реагирования на ухудшение финансового состояния авиакомпаний. Чиновники предложили вернуться к идее формирования за счет перевозчиков страхового фонда, аналогичного тому, который создали туроператоры. Но и у рынка, и у экспертов возникает опасение, что в такой схеме стабильная авиакомпания будет отвечать за ненадежную.
[photo 24206]
Министр транспорта Максим Соколов рассказал о мерах по повышению ответственности авиаперевозчиков и туроператоров перед пассажирами по итогам кризиса «ВИМ-Авиа». Если авиакомпания находится в неудовлетворительном финансовом состоянии, влияющем на безопасность полетов и права потребителей, то действие сертификата эксплуатанта следует приостановить, чтобы регулятор мог оперативно вмешаться, считает министр. Еще несколько лет назад в Минтрансе считали, что оценка финансово-экономического состояния не является основанием для аннулирования или приостановки действия сертификата, хотя сама система оценки перевозчиков формально действовала с 2009 года. Теперь же Минтранс хочет лишать нестабильные авиакомпании права продавать билеты, а в отдельных случаях — лицензии на выполнение воздушных перевозок.
В конце сентября совладелец «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев признал, что у авиакомпании, чья задолженность достигла 10 млрд руб., нет средств для продолжения операционной деятельности. Владимир Путин уже подверг жесткой критике Аркадия Дворковича и главу Минтранса Максима Соколова, который получил предупреждение о неполном служебном соответствии. По данным Минтранса, все туристы с просроченной датой вылета вернулись в РФ. Со вторника «ВИМ-Авиа» выполняет перевозки в плановом режиме, в середине октября ее рейсы завершатся окончательно.
Минтранс предлагает создать с участием авиакомпаний специальный страховой фонд для финансирования расходов при сбое рейсов и оказания помощи пассажирам, хотя об автоматическом страховании ответственности авиаперевозчика пока речи не идет. Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун считает, что у потенциального страхового фонда на случай задержек есть «один серьезный недостаток: финансово устойчивые авиакомпании будут платить за менее надежных перевозчиков». В результате менее добросовестные участники рынка получат возможность довести компанию до преднамеренного банкротства, заранее выведя из нее средства.
Партнер Bain & Company Андрей Панов считает страхование «не лучшим вариантом в ситуации, когда на рынке есть достаточное число нестабильных компаний; было бы сложно представить страховщика, который бы застраховал риски “ВИМ-Авиа” по приемлемой цене». По мнению эксперта, создание общего фонда — тоже неидеальное решение: если авиакомпании будут наполнять его пропорционально пассажиропотоку, то получится, что крупные стабильные компании будут субсидировать возвращение пассажиров-банкротов.
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс говорит, что страхование финансовых рисков авиакомпаний от возможного банкротства — очень дорогая услуга: когда авиакомпания включит в тариф затраты на страхование, цена билета окажется неконкурентоспособной.
Елизавета Кузнецова