Начальник отдела анализа рынков «Открытие Брокер» Константин Бушуев принял участие в онлайн-конференции «Авиакомпании России: билет в один конец». Эксперт уверен, что банкротство компаний является естественным процессом, который можно наблюдать и за рубежом. Однако дальнейшее увеличение доли «Аэрофлота» на рынке пассажирских авиаперевозок повлечёт за собой снижение конкуренции и увеличение стоимости билетов для конечного потребителя.
По мнению Константина Бушуева, российский рынок авиаперевозок активно развивается, единственной опасностью для него может быть риск дальнейшего огосударствления: «Справедливая конкуренция в авиаперевозках важна, в противном случае будет рост неэффективности рынка, за которую придётся расплачиваться пассажирам. В отдельные моменты мы могли наблюдать такую ситуацию. Наличие роялти в пользу “Аэрофлота” и низкие затраты на капитал для госкомпании продолжают создавать благоприятные для роста монополии условия. Это нужно менять».
Главенствующее положение «Аэрофлота», считает эксперт, продлится несколько лет: «Компания пользуется своим доминирующим положением на рынке на наиболее высокорентабельных внешних маршрутах. Кроме того, перевозчик до сих пор получает роялти за пролёты над российским небом зарубежных авиакомпаний. Всё это даёт компании аномально высокую прибыльность. Вероятно, “Аэрофлот” хочет сохранить эту ситуацию как минимум до приватизации через несколько лет. Но для остальных компаний на рынке такая ситуация несправедливой конкуренции губительна».
В то же время Константин Бушуев отмечает, что банкротства компаний – нормальный очищающий процесс на любом рынке: «Уход любой компании не является смертью рынка. Слабые игроки уходят, их место занимают более живучие. Или же слабых игроков лечат, чтобы они стали сильными. Главное, чтобы сохранялась свободная конкуренция рынка без монопольных тенденций, особенно без монополий с участием государства. В этом случае будет снижаться эффективность. За всё в конечном итоге будут расплачиваться пассажиры». Ярким примером здоровой конкуренции, уверен эксперт «Открытие Брокер», служит западный рынок авиаперевозок: «Банкротства авиакомпаний за рубежом – постоянный процесс. Высокая конкуренция, низкая рентабельность, зависимость от больших колебаний цен на топливо постоянно выбрасывают на обочину слабых авиаперевозчиков. Скандалы на Западе в таких случаях тоже случаются, не забываем про частые забастовки пилотов/авиадиспетчеров, блокирующих целые аэропорты. В России таких забастовок пока нет».
Рассуждая о влиянии проблемных авиаперевозчиков на отрасль, г-н Бушуев привёл пример ситуации с «Трансаэро»: «Банкротство компании и перехват наиболее ценных маршрутов “Аэрофлотом” ухудшило распределение игроков в секторе. Если до 2014 года доли ведущих авиаперевозчиков были примерно сопоставимы, то сейчас “Аэрофлот” занимает доминирующее положение. С другой стороны, в условиях кризиса 2014 года и обвала внутреннего спроса рынок требовал большой искупительной жертвы, которая бы стабилизировала отрасль. Банкротство слабого в финансовом плане ”Трансаэро” перезапустило рынок».
Рынок бюджетных перевозок в России при определённых условиях может иметь право на жизнь, полагает Константин Бушуев: «По мере роста спроса населения и удорожания цен на сырьё лоукостеры могут усиливать свои позиции. Однако вряд ли в России это будет столь массовым направлением. Здесь важны конкретные модели бизнеса и российские особенности».




SIA.RU: Главное