В попытке удержать клиентов, собирающихся сменить НПФ, некоторые пенсионные фонды прибегают к недобросовестным действиям. Без ведома клиента такие НПФ параллельно также подают заявление в ПФР, который при наличии двух заявлений в соответствии с законом блокирует перевод накоплений, что оказывается на руку фонду, стремящемуся сохранить клиентскую базу. Национальная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ) обратила внимание на данное нарушение и предложила решать проблему на законодательном уровне. В ЦБ и ПФР обещают изучить предложение.
Письмо (копия есть в распоряжении “Ъ”) с предложениями о корректировке закона «О негосударственных пенсионных фондах» в Банк России и комитет по финансовому рынку Госдумы направила Национальная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ). СРО предлагает внести изменения в порядок рассмотрения заявлений граждан на перевод пенсионных накоплений. Президент ассоциации Константин Угрюмов отмечает в письме, что предлагаемые корректировки позволят «минимизировать недобросовестные практики защиты клиентской базы», которые ряд игроков активно применяли в минувших переходных кампаниях.
Для перевода пенсионных накоплений гражданин должен подписать два документа — заявление о переводе и договор обязательного пенсионного страхования (ОПС) с новым страховщиком. В 2016 году Пенсионный фонд России (ПФР) отказал в удовлетворении 5,2 млн заявлений (из 12 млн поданных), причем 1,6 млн заявлений, как указано в письме, не сопровождались договорами ОПС. «Это свидетельствует о возможных злоупотреблениях части игроков по защите базы»,— считает господин Угрюмов. Как он поясняет в письме, «заявления, в ряде случаев поданные без ведома граждан, аннулируют ранее поданные корректные заявления с договорами ОПС». В результате нарушаются права граждан на смену страховщика, и их накопления остаются без движения. «Появление заявления о переходе без договора ОПС влечет за собой риски недобросовестного использования персональных данных человека в целях неправомерного перевода его пенсионных накоплений от одного страховщика к другому, а также риски неправомерного удержания клиентов недобросовестными фондами»,— уверена и гендиректор «ВТБ Пенсионный фонд» Лариса Горчаковская. Чтобы исключить влияние таких действий, НАПФ предлагает заявления граждан, не подкрепленные договорами ОПС, оставлять без рассмотрения.
«Банк России изучит данную инициативу»,— заявили в пресс-службе ЦБ. В ПФР сообщили, что «с вниманием отнесутся к инициативе НАПФ». Участники отрасли указывают и на трудности с реализацией. «Договоры ОПС — это единственный документ в пенсионной отрасли, который до сих пор нельзя заключить и подать в ПФР в электронном виде»,— отмечает исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев. По его мнению, инициатива «должна быть направлена не на создание комплекта документов, а на переход в электронный учет».
По мнению руководителя НПФ из первой десятки, изменение порядка переходов выгодно активным в привлечении игрокам, прежде всего родственным госбанкам. Высокий процент выбраковки заявлений на перевод накоплений чреват для НПФ более высокими расходами на привлечение, причем в случае работы через банки переложить часть этих расходов на агентов НПФ не могут.
Павел Аксенов




SIA.RU: Главное