Новости

Банки пожаловались на МТС в ФАС

Крупные банки, среди которых Альфа-банк, Московский кредитный банк, Райффайзенбанк, пожаловались в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на увеличение компанией МТС цен за СМС, с помощью которых банки информируют клиентов о совершенных операциях, более чем вдвое. В МТС заявляют, что установили «единые цены» с целью «введения равных условий получения услуг СМС-рассылки». В банках, у которых есть претензии также к «Вымпелкому», не исключают, что новые издержки будут переложены на потребителей финансовых услуг.

С 1 декабря 2017 года МТС осуществило «необоснованное, резкое (с 0,68–0,75 руб. до 1,5 руб., то есть на 100–120% за одно сообщение) прямое увеличение стоимости СМС-сообщений для кредитных организаций»,— указано в письме, которое было направлено 22 декабря в ФАС Национальным советом финансового рынка (НСФР). К обращению НСФР присоединились 17 банков. Они жалуются на установление со стороны МТС «монопольно высокой цены товара» и просят ФАС «нарушение» устранить и зафиксировать тарифы, по которым работали клиенты операторов связи, по состоянию на ноябрь 2017 года. Глава НСФР Андрей Емелин подтвердил “Ъ” эту информацию и сообщил, что аналогичные обращения на днях будут направлены также в другие инстанции, а именно в Генпрокуратуру на имя главы ведомства Юрия Чайки, вице-премьеру Аркадию Дворковичу, в Госдуму и Минэкономики.

Список присоединившихся к письму банков есть у “Ъ”. Это «Ренессанс Кредит», «Восточный экспресс», ОТП, «Ак Барс», Росевробанк, Альфа-банк, «Юникредит», Райффайзенбанк, Росгосстрах-банк, банк «Уральский финансовый дом», Совкомбанк, Московский кредитный банк, НБД-банк, Азиатско-Тихоокеанский банк, Челябинвестбанк, Ситибанк, «Хоум Кредит». Также, по данным “Ъ”, к ним готов присоединиться Тинькофф-банк.

Повышение цены СМС с большой долей вероятности приведет к увеличению стоимости финансовых услуг для клиентов кредитных организаций, указывают банки в письме. Банки обязаны по закону информировать клиентов о совершении каждой операции с использованием электронных средств платежей, притом СМС остается основным способом (от 89% до 99% общего объема сообщений).

В МТС удивлены претензиями банков, считают свои действия обоснованными и нацеленными на борьбу с «нежелательными рассылками». «Мы ввели единую цену на уровне 1,5 руб. за СМС и отменили дифференцированную шкалу в размере 0,6; 0,75 и 1,15 руб. за СМС в зависимости от объема трафика»,— сообщили “Ъ” в пресс-службе МТС. В компании перешли «на прямые единообразные договоры» с распространителями СМС, независимо от того, заключает ли абонент договор с сотрудником МТС или его представителем. Вводя единые цены, в МТС хотят обеспечить равные условия получения услуг СМС-рассылки.

Действия операторов — попытка компенсировать выпадающие доходы, в том числе от отмены роуминга внутри страны, считает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Операторам, по его словам, надо повысить ARPU (средняя выручка на одного пользователя). «Одна из форм, которую не все заметят,— это увеличение стоимости дополнительных услуг, например СМС-рассылок для корпоративных клиентов»,— говорит господин Либин. По его оценке, СМС в общей выручке операторов составляют менее 1%, то есть несколько миллиардов рублей в год. В банках признают, что их затраты на СМС некритичны: в не самом крупном банке они составляют около 800 млн руб. в год. «Но если данная цифра беспричинно повышается в ситуации, когда регулятор обязывает банки эти СМС отправлять, то причина возмущения очевидна»,— сказал руководитель одного из банков, подписавших письмо.

Юлия Полякова, Владислав Новый


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное