Новости

Страховщики просят ЦБ усложнить покупку электронного ОСАГО

Несмотря на то что распространенность мошенничеств по электронным полисам ОСАГО ниже, чем в среднем по рынку, страховое лобби просит ЦБ усложнить электронные продажи, которые вынуждают страховщиков к работе в убыточных регионах. Российский союз автостраховщиков (РСА) просит запретить загрузку сканов документов для оформления полисов, ограничить 90 минутами покупку на сайтах компаний и ввести отложенный старт действия полисов — 72 часа,— чтобы сделать невозможной покупку полиса после ДТП. Защитники автомобилистов называют трехдневный мораторий на старт действия полиса проблемой.

[photo 29931]

Как стало известно “Ъ”, РСА направил в ЦБ предложения по изменению ряда указаний Банка России — о требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении ОСАГО и о требованиях к бесперебойности и непрерывности функционирования официальных сайтов страховщиков. Как следует из предложений страхового лобби, страхователем сможет выступать только владелец транспортного средства (ТС) (сейчас такого ограничения нет), и при оформлении договора страхования ему придется вводить все данные вручную, исключив загрузку сканов документов на сайте страховщика (сейчас страховщики принимают электронные копии документов). При этом время покупки полиса предлагается ограничить 90 минутами.

На рынке говорят о распространенности практики, при которой страхователи или посредники в графическом редакторе либо сразу меняют данные для получения скидок (например, меняя территорию регистрации ТС), либо оформляют самый дешевый полис, а для его распечатки исправляют данные, использованные для снижения цены. По действующему порядку такой полис считается действительным, и страховщик в случае ДТП обязан произвести по нему выплату — и только потом направить регрессное требование к автовладельцу, исказившему данные.

Предложения РСА содержат исключение регресса и положение о том, что страховщик, обнаружив неверные данные, «имеющие существенное значение для определения степени страхового риска», просто прекращает действие полиса.

Кроме того, страховщик получит право проверять данные страхователя не только в базе РСА, но и в других публичных базах данных. К таким источникам, в частности, относятся интерактивные сервисы федеральных и региональных органов власти, общедоступные источники персональных данных и официальные данные заводов-изготовителей. Если проверку не удается пройти, клиента пригласят в офис страховщика для покупки полиса очно.

Кроме того, РСА просит ЦБ ввести так называемую франшизу в 72 часа — то есть отложить старт действия полиса с момента его покупки онлайн. Это делается для того, чтобы исключить случаи покупки ОСАГО сразу после аварии. Наконец, РСА просит ЦБ смягчить требования к сайту страховщика ОСАГО — снять запрет на восстановительные работы в дневное время, исключить положение о максимальном времени восстановления доступности сайта в восемь часов с момента выявления проблем на сайте и убрать обязательные счетчики с указанием времени, оставшегося до восстановления сайта, в режиме обратного отсчета.

По данным президента РСА Игоря Юргенса, выплаты по договорам, заключенным мошенническим путем онлайн, составляют около 3 млрд руб.— это 10% от годовых потерь страховщиков по судебным выплатам.

В свою очередь, защитники автомобилистов указывают на неудобства для водителей, которые возникнут в случае, если ЦБ поддержит предложения рынка. «С отказом от предоставления сканов документов я согласен,— говорит президент Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин,— я слышал, что исправления в графическом редакторе стали предметом мошенничества, и это приносит убытки страховщикам, но в части трехдневной задержки вступления полиса в силу — и, соответственно, возможности легально ездить — я вижу создание сложностей для водителей».

Татьяна Гришина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное