Новости

Банки опередили налоговиков. Предупреждение клиента о блокировке грозит уголовным делом

Начали появляться публичные свидетельства того, что банки в попытке угодить корпоративным клиентам идут на нарушения и «по секрету» предупреждают о возможной блокировке счета налоговиками. Временной лаг между принятием такого решения налоговой инспекцией и реальной блокировкой составляет сутки, что позволяет клиенту оперативно опустошить счет. В Федеральной налоговой службе (ФНС) за руку никого из банкиров пока не поймали, но намерены пресекать подобные действия и передавать заявления о возбуждении уголовных дел против недобросовестных налогоплательщиков и банкиров.

На днях на профильном бухгалтерском сайте klerk.ru появилась информация о том, что банк «Точка» (работает на лицензии банка «Открытие») заранее предупреждает клиентов о вынесенном в отношении них налоговиками решении о блокировке счета. На сайте размещен скриншот из мессенджера: «На сайте налоговой опубликовано решение…Скоро оно придет в "Точку". И мы будем обязаны заблокировать часть денег на счете».

В «Точке», впрочем, причастность к сообщению не признают: «Банк предупреждает клиента о приостановлении операций по счетам в СМС-сообщении в момент, когда совершение операций банком блокируется на основании решения налогового органа».

Кроме того, на сайте nalog.ru всегда доступны сведения о блокировках по счетам любого юридического лица, подчеркивают в «Точке». Это правда, но клиенту самостоятельно в постоянном режиме мониторить сайт ФНС затруднительно. Поэтому банки, в том числе крупные, нередко оказывают своим клиентам услуги по мониторингу и предупреждению, естественно, неофициально и конфиденциально.

«Актуализация информации о блокировках на nalog.ru производится ИФНС в день вынесения решения одновременно с его отправкой в электронном виде в банк, однако решение идет через СМЭВ и поступает к нам с задержкой примерно на сутки,— рассказывают “Ъ” в банке топ-20.— Складывается ситуация, когда решение есть в открытом доступе, но банк его еще не получил и потому исполнять не обязан». По его словам, настроить специальную программу, которая будет в общем реестре решений налоговиков выискивать ИНН клиента банка, несложно, а значит, можно проинформировать его о грядущей блокировке заранее. «Формально банк ничего не нарушает, решения ИФНС он не получал, запрета на разглашение публичной информации нет»,— уверен юрист в банке топ-50.

Впрочем, у налоговиков иное мнение, они намерены пресекать подобную практику. «Налогоплательщик, не исполнивший обязанность по уплате налогов, узнает о неуплаченных им суммах не в момент их взыскания, а сразу после истечения сроков уплаты»,— отметили в пресс-службе ФНС. Если же клиент банка вывел средства со счета после получения требования об уплате налога, то при определенных обстоятельствах (сумма налогов более 5 млн руб.) материалы дела могут быть переданы в следственные органы для возбуждения уголовного дела по ст. 199.2 УК РФ, отметили в ФНС.

Впрочем, пока налоговикам поймать за руку ни один банк не удалось.

Вероника Горячева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное