Банк России выявил новую схему, которую ломбарды реализуют совместно с ювелирными магазинами. По мнению регулятора, некоторые игроки, проводящие популярные сейчас акции обмена «старого на новое», вводят граждан в заблуждение, меняя изделия высокой пробы на менее качественные. Участники рынка не видят в таком обмене ничего предосудительного, если на новых изделиях указана проба — клиент может ее рассмотреть и сделать выбор осознанно.
Банк России в ходе мониторинга деятельности ломбардов выявил их вовлеченность в совершение схемных операций, рассказал заместитель руководителя главной инспекции Банка России Иван Козлов в ходе «Форума ломбардов России». Внимание регулятора привлекло то, что в ломбардах, связанных с сетью ювелирных магазинов (названия не раскрываются), граждане якобы получали займы, но при этом не возвращали их. Параллельно с этим ломбарды проводили платежи с входящими с ними в группу ювелирными магазинами и скупочными организациями, вызывающие сомнения на предмет легальности и обоснованности.
Изучение ситуации показало, что компании данной группы учредили акцию «Обмен старого на новое». Гражданам предлагалось передать в ломбард в рамках залога по займу имеющиеся у них старые ювелирные изделия, а взамен получить в ювелирных магазинах новые — более стильные и современные. Однако ломбард по факту заем не выдавал, а перечислял в рамках акции деньги в адрес ювелирной сети, где физлица взамен своих изделий высокой пробы получали аналогичные по весу изделия, но существенно более низкого качества. В данных ломбардах проводился строгий контроль качества ювелирных изделий на предмет пробы. Как пояснили “Ъ” в ЦБ, у граждан принималось только золото с пробой, превышающей 585, взамен выдавались изделия с 585-й пробой. При этом клиентов убеждали, что они получают изделия такого же качества, как сдали. Впоследствии изделия, полученные от граждан, реализовывались скупщикам или перерабатывались.
В ЦБ сообщили “Ъ”, что к ломбардам, чья вовлеченность в схемные операции была доказана, были применены меры воздействия за соответствующие нарушения в рамках компетенции Банка России. Какие именно, там не раскрыли.
Акции обмена «старого на новое» весьма распространены в ломбардах, связанных с ювелирными сетями. По оценке экспертов, доля оборота крупных федеральных сетей ломбардов по таким акциям может составлять от 15% до 30%.
Представители ломбардов не видят в подобных акциях ничего предосудительного. «Это удобно для потребителей, поскольку можно сдать сломанное или устаревшее украшение и приобрести новое понравившееся изделие,— говорит глава Национального объединения ломбардов Алексей Лазутин.— При этом потребитель может выбрать изделие более низкой стоимости и получить часть стоимости старого изделия деньгами либо, наоборот, доплатить и купить более дорогое изделие».
Главное, чтобы потребителей намеренно не вводили в заблуждение относительно качества нового изделия. На нем должна стоять проба, чтобы клиент мог сделать осознанный выбор.
Светлана Самусева




SIA.RU: Главное