НП «Совет по товарным рынкам» (СПТР, защищает интересы независимых нефтетрейдеров) обратился к премьеру Дмитрию Медведеву с жалобой на «неконтролируемый» рост цен на бензин и дизтопливо в опте. Рост начался прошлой осенью, в марте были превышены исторические максимумы на СПбМТСБ — 45,6 тыс. руб. и 47,4 тыс. руб. за тонну АИ-92 и АИ-95 соответственно. Еще в конце 2017 года в ситуацию вмешивалась ФАС, но в январе рост возобновился.
В феврале о возможности снижения цен говорил президент Владимир Путин, после чего ФАС выдала нефтяникам предупреждения. Тогда собеседники “Ъ” в отрасли считали, что после выборов президента 18 марта топливо продолжит дорожать и в конце года рост может вновь превысить инфляцию.
Причинами скачка оптовых цен стали налоговый маневр, рост акцизов и цен на нефть, что привело к экспортному паритету более 51 тыс. руб. за тонну для НПЗ Центральной России и премии в 6 тыс. руб. к внутреннему рынку, пишут трейдеры. Привлекательность экспорта привела к нехватке топлива на торгах: с 19 марта крупнейшие нефтекомпании, по данным СПТР, продают 20 тыс. тонн автобензина в день, что втрое ниже декабрьского уровня. «При этом потенциал роста биржевых цен на нефтепродукты не исчерпан из-за увеличения спроса в весенне-летний период, начала масштабных весенних ремонтов на российских НПЗ и весенних полевых работ»,— говорится в письме.
Глава НП СПТР Илья Мороз уверен, что проблема роста цен на топливо «носит системный характер» и чревата исчезновением независимых сетей. Трейдерам уже пришлось наращивать кредитные портфели, поясняет господин Мороз, а те, кто оказался не в состоянии привлечь средства, сократили присутствие на рынке. По данным СПТР, в России работает 18,3 тыс. независимых АЗС, это около 63% от общего числа. «Из-за скачка оптовых цен прибыль АЗС от реализации закупаемого на бирже бензина устремилась к нулю, а в ряде регионов продажа биржевых объемов бензина уже стала убыточной. Это означает, что в ближайшее время средняя по РФ розничная цена бензина может начать расти на 20–30–50 коп. в неделю»,— говорится в обзоре «Аналитики товарных рынков».
Трейдеры в качестве мер стабилизации ситуации на рынке видят поэтапную либерализацию розничных цен, повышение нормативов обязательных продаж автомобильного топлива на СПбМТСБ до 50% от потребления на внутреннем рынке, а также снижение ставок акцизов.
Подобные обращения топливных организаций не редкость, но в последнее время трейдеры все чаще предъявляют претензии к крупным нефтекомпаниям. Андрей Полищук из Райффайзенбанка отмечает, что в большинстве случаев такие обращения не слишком эффективны: независимые сети традиционно находятся в сложной ситуации, поскольку вынуждены закупать топливо у нефтяников по высоким ценам, а отпускать во многих случаях с дисконтом в рознице.




SIA.RU: Главное