Новости / Страхование

Банки перестраховались. Агентские продажи привлекли внимание правозащитников и ЦБ

На фоне падения процентных доходов банки усилили активность по продаже страховок. За 2017 год объем агентских вознаграждений, полученных банками от страховщиков, вырос на 15,4%. При этом компании вернули банкам в среднем половину от собранных ими страховых премий. Эксперты отмечают, что для кредитных организаций этот вид вознаграждения превращается в существенную статью доходов. Правозащитники и ЦБ уверены, что это приводит к массовому нарушению прав потребителей.

По данным общественной организации ОНФ, в 2017 году страховщики через банки собрали от продажи страхования жизни и здоровья заемщиков, а также их имущества 109,5 млрд руб. страховых премий. При этом объем агентских вознаграждений банкам вырос за прошлый год на 15,4%, до 53,7 млрд руб. Таким образом, 49% премий, уплаченных банковскими клиентами за страховки, было возвращено кредитным организациям в виде вознаграждения. «В условиях снижения ставок процентные доходы банков сокращаются,— говорит руководитель проекта ОНФ "За права заемщиков" Виктор Климов.— Банки пытаются компенсировать это падение ростом комиссионных доходов, в том числе вознаграждением за продажу страховых продуктов». Похоже, что эти комиссии превращается для банков в существенную статью доходов, добавляет он.

Анализ международной отчетности крупнейших банков на рынке потребительского кредитования показал, что совокупный объем агентских вознаграждений по топ-5 банкам в 2017 году составил 55,8 млрд руб., увеличившись за год на 34%. Лидером по размеру полученного агентского вознаграждения стал ВТБ, заработав 18,2 млрд руб. В ВТБ сообщили, что в 2017 году банк расширил ассортимент предлагаемых страховых продуктов, это положительно повлияло на потребительский спрос и доходы банка. «В ВТБ действуют как индивидуальные договоры, так и программы коллективного страхования, выбор конкретной схемы зависит от продукта, также клиентам доступны полисы ИСЖ (инвестиционное страхование жизни.— “Ъ”),— пояснили в пресс-службе.— Мы подробно объясняем условия продуктов, каждое обращение в банк рассматриваем в индивидуальном порядке».

В топ-5 банков по объему полученных агентских вознаграждений вошли также Сбербанк (16,9 млрд руб.), ХКФ-банк (7,53 млрд руб.), Совкомбанк (7,29 млрд руб.), Россельхозбанк (5,88 млрд руб.).

Правозащитников беспокоит, что продажа банками страховых продуктов часто приводит к возникновению недобросовестных практик.

«Обращаясь в банк за потребительским кредитом, многие клиенты даже не знают, что предлагаемые им услуги страхования являются добровольными,— отмечает господин Климов.— Банковские операционисты в неформальном общении сообщают, что у них есть ежемесячные планы по продажам добровольных страховок, за неисполнение которых руководство как минимум объявляет сотрудникам выговоры».

Банки уверяют, что покупка страховки — добрая воля клиента. Однако в ЦБ “Ъ” сообщили, что отмечают существенный рост жалоб на навязывание банками дополнительных услуг при кредитовании. «В первую очередь речь идет о страховках, в том числе по договорам так называемого коллективного страхования,— отметили в пресс-службе.— Банк России совместно с Минюстом подготовил законодательные поправки, направленные на регулирование коллективного страхования».

Светлана Самусева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное