Перспективы развития в Иркутской области газомоторного и электроавтотранспорта обсудили участники круглого стола, прошедшего 18 апреля в рамках специализированной выставки «Транспорт и дороги Сибири. Спецтехника». Традиционной площадкой для демонстрации достижений автопрома стал иркутский Сибэкспоцентр. Основными докладчиками по теме выступили члены МАЭТ – Межрегиональной Ассоциации экологичного транспорта.
[photo 31460]
Директор МАЭТ Сергей Сергеев сообщил, что в Иркутской области электромобили появились совсем недавно и пока их не очень много – год назад в областном центре было около 5-6 единиц, сейчас только в рамках иркутской агломерации насчитывается порядка 70 таких автомашин. Прирост за год – в десять раз. Образовался в Приангарье и клуб электроавтомобилистов, которые пытаются решить проблему по развитию сети зарядных станций для этого вида транспорта.
К слову, самая популярная модель из электромобилей на сегодня - Nissan Leaf – не нуждается в зимнем прогреве (большой плюс для эксплуатации в зимние сибирские холода). Эксперт, сам владеющий таким авто, отмечает его преимущества по сравнению с машинами с ДВС (двигатель внутреннего сгорания) – практичность, функциональность, экологичность. Однако, то, что для обслуживания их в регионе полностью отсутствует инфраструктура – огромный минус.
- У нас есть некоторые наработки по развитию «медленных» зарядных станций для таких авто и по сети экспресс-станций. Мы планируем в ближайшее время открыть первую экспресс-станцию для общего доступа в Иркутске, - сообщил Сергеев.
К слову, на «медленных» зарядных станциях для полной подзарядки авто требуется 6 часов, на экспресс-станциях – 20-30 минут. Вообще же можно заряжаться и от обычной электросети через стандартную бытовую розетку, что и делают иркутские владельцы электромобилей в своих гаражах.
Кстати, первый Nissan Leaf был выпущен в Японии в 2009 году. Сейчас практически у всех автоконцернов в линейке продукции есть свои электромобили. И рынок этих авто растет год от года.
Председатель правления МАЭТ Денис Татарников рассказал, что одна из главных причин нарастающей популярности электрокаров – перенасыщенность городов транспортом с двигателем внутреннего сгорания, существенно загрязняющим атмосферу мегаполисов (две трети загрязнения воздуха приходится на выхлопы автотранспорта). Отсюда высокий уровень заболеваемости населения в городах (36% смертности – в результате болезней сердца и органов дыхания).
Активнее всего электромобили внедряют Китай, Япония, европейские государства. В некоторых городах (например, в Шэньчжэне) весь общественный транспорт переведен на электричество – на сегодня там нет ни одного автобуса, использующего топливо. Кстати, на Украине тоже активно внедряются электромобили, динамично развивается сеть заправочных станций.
Представитель иркутского интернет-магазина «ЭкоШтучки» Антон Соколов рассказал о плюсах и минусах использования электромобилей, в том числе, в бизнесе.
[photo 31459]
Минусы: заряда зимой хватает на относительно небольшой пробег (до 100 км); дефицит инфраструктуры обслуживания; необходимость в дополнительном утеплении салона зимой; длительное время зарядки авто (6 часов). Есть вопрос и по утилизации аккумуляторов с этих машин. Кстати, в Японии такие отработанные аккумуляторы ставят на светофоры и уличное освещение.
Плюсы: тишина в машине при движении - шум только от колес, но не от двигателя; нет вредных для атмосферы выбросов; простота в эксплуатации: в техобслуживании электромобили практически не нуждаются – нужно только менять колеса по сезону, следить за маслом в редукторе и тормозной жидкостью.
Для бизнеса же одним из главных плюсов является экономия на транспортных расходах – нет затрат на топливо, расходники и техобслуживание. За счет этого интернет-магазин «ЭкоШтучки» смог позволить себе бесплатную доставку товаров клиентам и увеличил товарооборот.
- Кроме того, это дает улучшение «экологического следа» нашей компании, что немаловажно, - отметил Антон Соколов.
Как считает эксперт, электромобили можно было бы использовать в таких бизнесах, как служба доставки, городское такси (кстати, на Украине есть служба «Эко-такси», использующая такие машины), сдача автомобилей в аренду.
Представитель СТО «Центр-Авто» Андрей Серов рассказал об электромобилях с точки зрения авторемонтника. По его словам, эксплуатация таких авто значительно дешевле, чем машины с ДВС: ломаться в них практически нечему, в то время как современный двигатель внутреннего сгорания – это очень сложная конструкция, а значит и ремонтировать ее гораздо труднее.
Начальник ПТО МУП «Шелеховские тепловые сети» Сергей Ханаев представил доклад о препятствиях развитию электромоторного транспорта в Иркутской области. Это, как было сказано выше, - отсутствие зарядной инфраструктуры и специализированных СТО. Кроме того, нет социальной и экономической мотивации на развитие такого транспорта со стороны государства. Еще одна причина - предложение производителей электрокаров весьма ограниченное.
К слову, в России всего 200 зарядных станций для электрокаров и ближайшая к Иркутску находится в Красноярске.
- В Иркутске нет ни одной зарядной станции, владельцы вынуждены заряжать свои авто в гаражах, что приводит к ограничению использования этого вида транспорта в нашем регионе. Между тем, по данным общероссийской общественной организации «Зеленый патруль», по их экологическому рейтингу субъектов РФ, по итогам 2017 года Иркутская область находится на 82 месте из 85 российских регионов, - подчеркнул Сергей Ханаев.
По мнению эксперта, государство в силах экономически и социально стимулировать развитие экологичного электротранспорта – такие наработки в мире есть. Это могут быть различные льготы для автовладельцев: к примеру, движение по выделенной полосе, бесплатная парковка в центре города, налоговые преимущества при покупке и эксплуатации авто. В ряде регионов РФ для владельцев электрокаров уже введены некоторые льготы – снижен транспортный налог, а где-то он и вовсе отменен. В Москве разрешена бесплатная парковка для электромобилей на платных парковках.
Сергей Малинкин, замминистра энергетики, жилищной политики и транспорта Иркутской области, предложил оценить резоны – почему государство не занимается мотивированием населения на приобретение электромобилей. По его словам, сейчас государственный тренд – на развитие газомоторного сегмента. Есть для этого и меры поддержки, прописанные в правительственном распоряжении. Органам власти субъектов РФ предписывается помогать внедрению на транспорте потребления метана.
Он также сообщил, что у Иркутской области есть и соответствующее соглашение с «дочкой» Газпрома – «Газпром – Газомоторное топливо».
- Суть 767-го распоряжения (Распоряжение Правительства РФ от 13 мая 2013 г. N 767-р «О регулировании отношений сфере использования газового моторного топлива, в том числе природного газа в качестве моторного топлива», - прим.ред.) в том, что в городах количество транспорта на метане должно быть доведено до определенной доли в зависимости от численности населения, - сообщил Сергей Малинкин. - Мы в свое время применили эту экстраполяцию в Иркутской области и поняли, что нам в крупных городах (Иркутск, Братск, Ангарск), по-сути, надо подготовить к такому переходу огромное количество автомобилей. Сейчас у нас массово, кроме Братска, метан в качестве газомоторного топлива нигде в Иркутской области не используется. В регионе всего одна автогазонаполнительная компрессорная станция. Затраты на перевод машин на газ для потребителей – очень высоки. Но мы, в рамках госпрограммы, оказываем меры поддержки в приобретении пассажирских муниципальных автобусов, которые в качестве топлива используют природный газ.
Всего в регионе имеется 104 газозаправки пропан-бутаном. Этот рынок самодостаточный, устойчивый и мер господдержки не требует. Несколько лет назад таких заправок было 98. На природном газе есть всего одна заправка, хотя метан в качестве топлива – лучше, чем пропан-бутан, считает замминистра.
- Цена на газ не меняется, чего не скажешь про жидкое топливо – бензин все время дорожает. Кстати, до 2030 года цена бензина, по прогнозам из разных источников, поднимется у нас до 2 евро, - отметил он.
- Что касается поддержки электромобильного транспорта органами власти, мы посмотрели 257 федеральный закон, который устанавливает минимально необходимые требования к объектам дорожного сервиса. А зарядные станции – это, по сути, элемент дорожного сервиса. Есть соответствующее постановление – о том, что автозаправочная станция на сегодня должна обеспечивать пользование следующими объектами: торговым павильоном с продажей технических жидкостей, принадлежностей, мусоросборником и т.д., и в том числе – зарядными колонками. Даже регламентировано, на каком расстоянии должны находиться зарядные устройства для электромобилей. Но на самом деле заправок этих нет, - констатировал Малинкин. - Спасибо вашему сообществу за то, что довели до нас эту тему. Но пока на федеральном уровне этот вопрос еще только изучается и никаких распоряжений субъектам РФ не направлено. Не урегулирована законодательная база по формированию коммерческого спроса на услуги заправки электромобилей.
Сергей Малинкин высказал идею, что для владельцев электромобилей можно было бы установить нулевую ставку по региональному транспортному налогу. Кроме того, есть смысл привлечь к развитию инфраструктуры «Иркутскую электросетевую компанию», возможно, в кооперации с Иркутскэнерго.