Новости / Страхование

ЦБ начинает либерализацию тарифов ОСАГО. Что думают об этом эксперты?

Российский союз автостраховщиков и эксперты прокомментировали проект модернизации ОСАГО, который был представлен Центробанком сегодня. Согласно планам ЦБ, первый этап модернизации начнётся летом этого года. Полностью свободный тариф ОСАГО введут в 2020 году.

[photo 32083]

На первом этапе изменения будут минимальными. Тарифный коридор будет расширен на 20% вверх и 20% вниз. Будет существенно увеличено количество сегментов по коэффициенту возраст-стаж – с 5 до 50. Для того, чтобы этот коэффициент слишком сильно не повлиял на стоимость полиса ОСАГО, на этом этапе планируется минимальное отклонение по величине на 5%. В дальнейшем значимость этого коэффициента увеличится.

Важные шаги в сторону индивидуализации тарифов предполагается осуществить осенью – будут внесены необходимые изменения в законодательство. В силу они вступят летом следующего года.

Третий этап, полная либерализация, наступит в  2020 году.

РСА и эксперты поддерживают реформу тарифов, направленную на их постепенную либерализацию и переход к индивидуальному тарифу. Основная идея индивидуализации тарифов заключается в том, чтобы простое равномерное повышение тарифной нагрузки на всех водителей заменить алгоритмом, согласно которому нарушитель правил или начинающий водитель получит тариф, больший, чем сейчас, а аккуратный водитель с большим стажем – меньший. Это позволит компенсировать издержки по рисковому сегменту, при этом хорошие водители не будут платить за плохих.

"Органы власти нацелены на поэтапную либерализацию ОСАГО"

Игорь Юргенс, Президент Российского союза автостраховщиков:

–  Мы видим, что органы власти нацелены на вектор поэтапной либерализации ОСАГО. Мы выступаем за полное освобождение тарифа, в несколько приёмов надо расширить тарифный коридор. Первый шаг, который будет сделан в этом направлении –  страховщикам дадут возможность устанавливать некоторые коэффициенты. Опыт Германии показывает, что при одномоментном освобождении тарифов произошло их падение и на прежнюю величину ставки тарифов не вернулись, даже несмотря на инфляцию.

"Настало время менять сложившуюся порочную систему"

Михаил Емельянов, депутат Государственной думы Российской Федерации, первый заместитель руководителя фракции партии Справедливая Россия:

– Тарифы на ОСАГО не пересматривали с 2015 года. За это время многое изменилось, пора менять и тарифы. Было бы неправильно просто повысить их. Этот путь нас никуда бы не привел. В таком случае рано или поздно пришлось бы повышать их снова, кризис отрасли никуда в результате не делся бы, а доля недовольных выросла бы. Поэтому мы двигаемся к тому, чтобы тариф становился более индивидуализированным, справедливым. Настало время менять сложившуюся порочную систему, при которой основная масса автовладельцев оплачивает за счет стоимости своих страховок "фокусы" лихачей на российских дорогах.

"Либерализация тарифов ОСАГО - это данность, которая ждет нас в любом случае"

Игорь Моржаретто, автоэксперт, журналист:

–  Хотим мы этого или нет, но либерализация тарифов ОСАГО - это данность, которая ждет нас в любом случае. По этому пути уже прошли многие страны, в которых система заработала раньше, чем у нас. Как показывает опыт той же Германии, это привело в целом к снижению тарифов на полисы, особенно для законопослушных водителей. По этому пути предстоит пойти нам, и правильно, что эта процедура пройдет поэтапно и цивилизованно – под контролем государства, чтобы избежать тех или иных перекосов.

"Пора не просто повышать тарифы, а делать шаги в сторону европейской модели"

Константин Корищенко, заведующий кафедрой "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг", факультета финансов и банковского дела РАНХиГС при президенте РФ:

–  Есть объективная составляющая – ценовой рост и рост курса. Среднегодовой курс рубля снизился с момента последнего изменения тарифов в 15 году более чем на 10%. Аналогично, накопленная инфляция за 3 года превысила 20%. Пора не просто повышать тарифы, а делать шаги в сторону европейской модели, предусматривающей свободу страховщиков в его выборе.

Отрасль и технически, и профессионально готова к постепенному переходу на индивидуальный тариф. Попросту речь идет о том, что тот, кто ездит «плохо», должен платить больше, чем сейчас. А дисциплинированный водитель – меньше.

Для этого страховщики получат больше свободы в установлении страхового тарифа. А со временем понятие тарифа исчезнет вовсе.

"Водителям, которые не нарушают ПДД и не попадают в аварии, бояться повышения стоимости полиса не стоит"

Сергей Смирнов, юрист, автоэксперт:

–  Изменения в тарифной политике ОСАГО давно ожидаемы. Напомню, что с самого начала работы обязательного страхования (2003г.) тарифы менялись лишь пару раз. При этом стоит понимать, что выплаты по ОСАГО выросли в разы. Были увеличены лимиты выплат по имущественному ущербу и вреду здоровью. Кроме того, сегодня страховая отрасль испытывает серьезные проблемы, связанные с деятельностью так называемых "криминальных автоюристов" и страховых мошенников. Предлагаемый переход на натуральное возмещение (когда пострадавшие вместо денег получают направление на ремонт) не дал ожидаемого результата. Из системы натурального возмещения был исключен ряд автовладельцев. Это привело к двойной нагрузке на страховые компании. Помимо оплаты ремонта (без износа, новые машины на станциях официальных дилеров), страховые компании во многих регионах продолжают выплачивать значительные суммы не страховых выплат, связанных с деятельностью "криминальных автоюристов". Поэтому логично, что страховые компании должны иметь возможность корректировать свои тарифы. Пока речь идёт о расширении границы тарифного коридора и изменении коэффициента возраст-стаж. А в дальнейшем нас ждет полная либерализации тарифов. При этом тем водителям, которые не нарушают ПДД и не попадают в аварии, бояться повышения стоимости полиса не стоит. Как показывает европейский опыт, для такой категории автовладельцев стоимость страховки только уменьшится.

"Необходимо стремиться к тому, чтобы делать тарифы и в целом рынок автострахования более справедливым"

Андрей Кинякин, партнер Akteon Strategy Consulting:

–  На мой взгляд, расширение тарифного коридора и изменение расчета одного из принципиальных коэффициентов является вполне нормальным явлением. Учитывая сохраняющуюся сегодня довольно сложную ситуацию на рынке (высокую убыточность ОСАГО на фоне опережающего роста выплат), а также тот факт, что тарифы в целом по-прежнему остаются довольно низкими, делать это пришлось бы в любом случае. Причем если бы это было сделано позже, то могло бы иметь весьма далеко идущие негативные последствия (вплоть до полномасштабного кризиса в отрасли). 

При этом, несмотря на то, что, по моему мнению, повышение тарифов могло бы быть шагом в правильном направлении, в конечном счете он стал бы тупиковым. Само по себе повышение означает, что всех опять «стригут под одну гребёнку». Между тем, необходимо   стремиться к тому, чтобы делать тарифы и в целом рынок автострахования более справедливым. Речь в данном случае  идёт о том, чтобы вводить индивидуальные тарифы. Это позволит выровнять средний тариф (который по сути не изменится). А самое главное - это позволит не только решить проблемы отрасли, но и гармонизировать отношения между страхователями и страховщиками.

"Отрасль уже «выросла из коротких штанишек» и готова к изменениям"

Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований:

–  Нет ничего удивительного в том, что ЦБ спустя три года пересматривает тарифы на рынке ОСАГО. Для этого имеются объективные предпосылки: цены за три года перевалили за 20% (накопленным итогом); заметно активизировались мошенники-автоюристы; переход к натуральной форме возмещения оказался для отрасли достаточно обременительным… Важно, что пересмотр тарифов не должен ограничился простой компенсацией возросших затрат страховщиков. Уже этим летом будут сделаны первые шаги на пути к либерализации рынка ОСАГО – шаги не к неконтролируемому росту стоимости полиса, а к индивидуализации тарифа, когда страховщик сможет им более гибко управлять, устанавливая его на более высоком уровне для нарушителей и нерадивых автовладельцев, и на более низком – для аккуратных и законопослушных. Отрасль уже «выросла из коротких штанишек» и готова к этому.


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное