Люди, которые открывают свой бизнес, часто боятся обанкротиться. Александр Левитас, обладатель титула «Лучший бизнес-тренер России», считает, что бояться нужно другого – того, что владелец малого бизнеса застрянет в нем на долгие годы, будет тратить время и силы, а зарабатывать меньше, чем получал бы, будучи наемным менеджером. Один из факторов, влияющих на уровень доходов предпринимателя – это наличие у него персонального бренда. О принципах его построения эксперт рассказал на мастер-классе, прошедшем в рамках «Байкал Бизнес Форума 2018».
Первый зарабатывает больше
Во многих сферах бизнеса люди любят обращаться к известному человеку, которого считают лучшим или одним из лучших специалистов. Это приводит к тому, что лучший может зарабатывать в несколько раз больше денег, чем тот, кто занимает вторую, а тем более десятую-пятнадцатую позицию.
«Мир сильно изменился: в 20 веке разница в доходах лучшего и хорошего, а также хорошего и обычного измерялась в десятках процентов. Были сферы, в которых разница была в разы. Сейчас это правило действует почти на всех рынках, – говорит Александр Левитас. – Если вы не входите в десятку лучших в своей сфере, 90% денег проходят мимо вас, – уверен он. – Если вы – один из сотни, вы делите с конкурентами 9% общего бюджета. Если один из прочих, вам придется биться за оставшийся процент и конкурировать в основном за счет цены».
Бренд – это то, что думают о вас ваши клиенты
Можно нарисовать логотип и зарегистрировать товарный знак, но это не будет означать автоматического создания бренда. Потому что бренд – это не то, что нарисовано на билборде, а то, что находится в головах клиентов, действующих и потенциальных. По словам Александра Левитаса, у любого хорошего бренда есть два параметра: узнаваемость среди целевой аудитории и положительная репутация.
«Все в этом зале знают, кто такая Алла Пугачева, но мало кому известна Ада Йонат, – привел пример Александр. – Немного обидно за Аду, потому что она – лауреат Нобелевской премии по химии. Хотя, это не удивительно – слушатели мастер-класса вряд ли являются ее целевой аудиторией. А в мире науки она известна многим. Второй пример касается репутации. Узнаваемость Андрея Чикатило не хуже, чем у Аллы Борисовны, а вот репутация – ни к черту. Уверен, мало кому захотелось бы лично познакомиться с этим незаурядным человеком».
Первый – не значит самый лучший
Можно стать известным, заняв «кресло», совершив выдающийся поступок или участвуя в скандальных историях. Но если задача – построить персональный бренд в бизнесе, Александр Левитас предлагает делать это на основе компетентности. При этом быть самым лучшим не обязательно, говорит он.
«Если я спрошу, кто является олицетворением игры «Что? Где? Когда?», достаточно много людей назовут Александра Друзя. Он выдающийся, но бриллиантовая звезда лучшего игрока за всю историю телепрограммы лежит дома у Максима Поташева. То же самое в бизнесе: люди не всегда признают экспертом того, кто лучше всех, особенно, если у них нет объективных критериев оценки. С другой стороны, не будучи серьезным специалистом, вы тоже не сможете приобрести этот статус. Экспертность живет в диапазоне ниже самого лучшего, но выше уровня крепкого специалиста».
Кит опознается по фонтану
Не специалисту обычно сложно отличить хорошего врача или бизнес-консультанта от плохого. Если цена ошибки велика, люди стараются получить рекомендации авторитетных для них знакомых, которые сами далеко не всегда являются экспертами в интересующих вопросах. В большинстве случаев они просто смотрят на признаки, которые им понятны. Например, на наличие дипломов в кабинете или на манеру держаться. Одним из по-настоящему важных признаков эксперта Александр Левитас называет стремление делиться полезными знаниями.
«Кит, несмотря на огромные размеры, может проплыть рядом с вами совсем незаметно, и вы сможете его опознать лишь по характерному фонтану. Так же эксперт опознается по тому, что он фонтанирует знаниями: пишет книги и статьи, выступает на мероприятиях, дает интервью, преподает. Ему мозги изнутри на череп жмут, он вынужден знания выпускать наружу. Если вы хотите, чтобы вас воспринимали как эксперта, вы должны быть заметны там, где есть ваши потенциальные клиенты. Если вам нужна молодежь – идите в Instagram (принадлежит Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России), если бизнесмены – в профессиональные сообщества. Наверняка вы встретите их также на профильных мероприятиях и среди читателей деловых изданий и книг».
«Байкал Бизнес Форум. Предпринимательство: твоя формула успеха» состоялся в Иркутске 17-18 мая 2018 года. Мероприятие организовано по инициативе Министерства экономического развития Иркутской области и Фонда «Центр поддержки предпринимателей». Генеральным партнером Форума стал Байкальский банк Сбербанка. Основная цель форума –создать условия для того, чтобы предприниматели, владельцы малого и среднего бизнеса, а также те, кто только намерен открыть свою компанию, получили доступ к наиболее передовым и продуктивным инструментам и методам развития предприятий. Ключевыми направлениями определены тренды и современные бизнес-модели, инструменты роста конкурентоспособности, эффективные методы работы с клиентами, развитие лидерских навыков и так далее.