Новости

Санатории теряют клиентов

Рост популярности массового выездного туризма стоил российским санаториям части клиентов: по итогам 2017 года их общая выручка снизилась на 4%, таким же может оказаться падение и в этом году. Несмотря на то что спрос на санаторно-курортные услуги снижается менее выраженно, чем интерес к внутреннему туризму, участники предупреждают, что перспективы отрасли продолжают оставаться туманными. Здравницам не хватает качественного продвижения и интегрированности в общую систему здравоохранения.

По итогам 2018 года объем рынка санаторно-курортных услуг России сократится на 4%. Такие прогнозы в своем исследовании дает Ассоциация оздоровительного туризма (АОТ). По ее расчетам, по итогам 2017 года суммарная выручка санаторно-курортных учреждений достигла 132,7 млрд руб., то есть в 2018 году показатель может снизиться до 127,4 млрд руб. Отрицательную динамику отрасль показала и в 2017 году, когда суммарный доход предприятий снизился на 4%, число отдохнувших в санаториях — на 9,5%, до 5,59 млн человек. Выручка ста крупнейших санаториев, согласно расчетам АОТ, по итогам прошлого года снизилась менее существенно — на 0,8%, до 31,8 млрд руб. Средний уровень загрузки крупнейших санаториев в прошлом году снизился на два процентных пункта, до 70%. Председатель АОТ Елена Трубникова объясняет спад частичной переориентацией туристов на отдых на массовых зарубежных направлениях, прежде всего в Турции.

Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин объясняет, что негативная динамика на рынке санаторно-курортных услуг выражена меньше, чем в сегменте всего внутреннего туризма. «Если по итогам прошлого года спрос просел в целом на 12–15%, интерес к санаториям сократился не более чем на 1–1,5%»,— рассуждает он. Господин Ромашкин объясняет, что средний чек на оздоровительный отдых выше, чем на базовый пляжный тур, и аудитория намного более консервативна.

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе сомневается, что именно у санаторно-курортного комплекса сейчас существует потенциал для серьезного увеличения показателей деятельности: «Многим санаториям нужно подтягивать не только существующую медицинскую инфраструктуру, но и заниматься продвижением: сейчас информация о них практически отсутствует в публичном поле». Кроме того, по словам госпожи Ломидзе, эти учреждения фактически находятся за пределами существующей системы здравоохранения. «В советское время существовала четкая связка: поликлиника—амбулаторное лечение—рекомендации по отдыху в санатории, сейчас таких рекомендаций пациенты не получают»,— рассуждает она. При этом существенного падения показателей санаторно-курортной отрасли в АТОР также не ждут. «На коммерческую загрузку приходится менее 50% от общих мощностей санаториев, все остальное обеспечивается ведомственными работниками и социальными путевками»,— объясняет госпожа Ломидзе.

Александра Мерцалова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное