Новости

Приказано не задирать

Скачок розничных цен на бензин и дизтопливо потребовал ручного вмешательства правительства в рынок. Решение о снижении акцизов с 1 июля пока не остановило подорожание горючего, и вице-премьеру Дмитрию Козаку пришлось на совещании потребовать от крупных нефтекомпаний удержать цены на текущем уровне. Параллельно ФАС начала требовать от нефтяников сократить экспорт бензина и насытить внутренний рынок. Но официальное предупреждение регулятор направил только «Роснефти».

На совещании в правительстве крупнейшие нефтекомпании подтвердили готовность выдерживать текущий уровень цен на топливо, заявил 30 мая представитель вице-премьера по ТЭКу Дмитрия Козака. До этого правительство, обеспокоенное резким подорожанием горючего, одобрило снижение с 1 июля акцизов на бензин на 3 тыс. руб. на тонну и на дизтопливо — на 2 тыс. руб. за тонну. Впрочем, это не остановило рост цен на АЗС, и новые заявления дают понять, что теперь правительство окончательно намерено контролировать цены на топливо в ручном режиме.

На фоне бурного роста цен на ГСМ, особенно в оптовом сегменте, ФАС в этом году уже неоднократно выдавала предупреждения нефтекомпаниям в связи с недостатком объемов нефтепродуктов на внутреннем рынке. 30 мая в очередной раз предупреждение ФАС получила «Роснефть», которая обязана до 8 июня нарастить производство и снизить экспорт бензина. Как поясняла глава «НП-Эдвайс» Наталья Пантюхина, если компания не выполняет предупреждение, то вопрос о штрафе решается только после рассмотрения антимонопольного дела, возбуждаемого в этом случае. Штраф, по ее словам, может быть и оборотным — до 15% выручки на рынке.

Кроме того ФАС запросила обоснование роста экспорта у «Газпрома» и его структур — «Газпром нефти» и «Газпром нефтехим Салавата», а также потребовала от ряда компаний исполнять обязательства по поставкам топлива на внутренний рынок. В их числе оказались «Сургутнефтегаз», «Татнефть», ТАИФ, Антипинский НПЗ и «Фортеинвест». Но в Минэнерго ситуацию с обеспечением внутреннего рынка назвали стабильной.

Окончательный переход на ручное регулирование рынка нефтепродуктов через неформальные соглашения с крупными нефтяниками и предупреждения ФАС вряд ли решит проблемы розничного рынка. Так, ранее источники “Ъ” ожидали, что понижение акцизов не приведет к снижению или хотя бы к торможению цен на АЗС, но может замедлить их рост. Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков» отмечал, что после понижения акцизов при текущих мировых ценах на нефтепродукты экспортный паритет для бензина и дизтоплива на НПЗ в Центральной России будет всего на 1,5 тыс. руб. на тонну выше биржевых цен — это и есть верхняя граница потенциального подорожания топлива в крупном и мелком опте. Он полагал, что цены на АЗС могут достичь 46–47 руб. за литр бензина.

Дмитрий Козлов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное