Новости

С банков сняли персональную ответственность. Суды признали индивидуальное информирование клиентов необязательным

В пятницу арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Райффайзенбанка к московскому управлению Роспотребнадзора и признал незаконным постановление ведомства о привлечении банка к ответственности за нарушение прав потребителей. Как рассказали "Ъ" в пресс-службе Райффайзенбанка, постановление Роспотребнадзора было вынесено по жалобе клиента, которого банк "не уведомил должным образом" об изменениях тарифов и ставок. Клиенту показалось недостаточно объявлений о смене тарифов на сайте и в отделениях. Такую же позицию занял и Роспотребнадзор, настаивающий на индивидуальном информировании клиентов по почте или телефону. Причины, по которым суд счел доводы Роспотребнадзора безосновательными, будут указаны в мотивировочной части решения, которая появится через пять дней. В московском управлении Роспотребнадзора в пятницу не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.

Практически одновременно с решением по делу Райффайзенбанка аналогичное решение по делу "Русского стандарта" вынес Волгоградский областной суд. 10 сентября банк оспорил в нем как в кассационной инстанции июньское решение суда первой инстанции. Тогда суд признал правомерными претензии волгоградской прокуратуры о необходимости индивидуального информирования клиентов о смене тарифов и ставок. Теперь суд встал на сторону банка и отменил
решение нижестоящей инстанции.

Зимой ФАС провела собственное исследование  и выявила, что большинство банков сообщают клиентам об изменениях тарифов на сайте либо через объявления в отделениях. В результате клиенты узнают об изменениях уже после того, как средства списаны с их счетов. По словам индивидуального предпринимателя -- клиента М2М
Прайвет Банка (дело против него ФАС возбудила в начале июля), за два дня по этой причине он потерял 110 тыс. руб.

Формирование судебной практики, идущей вразрез с позицией госорганов, может подтолкнуть ФАС к активизации взаимодействия с ЦБ по подготовке этого документа. "Если такой документ выйдет, выигрыши в судах могут смениться поражениями",-- прогнозирует представитель крупного банка. Пока же новая норма не принята, банкиры намерены работать по-прежнему.

Юристы не разделяют оптимизма банкиров. По их мнению, отсутствие нормативно закрепленной обязанности банков информировать клиентов индивидуально не гарантирует победы в суде. Многое будет зависеть от качества обоснования своей позиции регуляторами.

Светлана Ъ-Дементьева

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное