Что такое «черная пятница»? Термин этот в России слышали все, но не все знают его смысл. Он пришел к нам, как и многие другие нововведения постсоветского периода на потребительском рынке, из США. Так в Америке называют четвертую пятницу ноября, которую принято считать датой начала рождественских распродаж.
[photo 40459]
В этом году в США они стартуют 23 ноября, сразу после Дня благодарения. «Черные пятницы» в США стали проводиться еще в XIX веке, есть даже объяснение, почему они называются черными – потому что улицы в дни распродаж были забиты экипажами покупателей, и от их черных крыш вся улица приобретала характерный черный цвет. Но какой бы смысл не придавался термину, экономический смысл этой акции не меняется уже более 100 лет: поддержка торговцев, которым в дни распродаж предоставляется возможность реализовать нераспроданные товарные запасы. То есть целью такой акции была, выражаясь нашим современным языком, поддержка отечественной розничной торговли, ну и соответственно, отечественного производителя.
Насколько актуальны «черные пятницы» для России, особенно сегодня? Действительно, уже с конца ноября в крупнейших городах России стартуют распродажи товаров по сниженным ценам под громким названием «черная пятница». Заимствуем американский опыт? Если присмотреться внимательно, то, кроме названия, мы не заимствовали у США в этой области ничего полезного. В США и многих европейских странах в «черную пятницу» можно купить, например, одежду, обувь, парфюмерию и косметику, бытовую технику со скидкой 50-80%. Именно поэтому в США и европейских странах в «черную пятницу» или иные дни распродаж в гипермаркеты, моллы и некоторые бутики выстраиваются очереди ещё до открытия магазинов, бывают драки, бывает, что и двери высаживают или устраивают еще какой-либо дебош, но смысл всего этого в уникальной возможности купить дорогой товар по очень низкой цене. В России же увидеть на распродаже 50%-ную скидку от рыночной цены – большая редкость, чаще всего скидки ограничиваются 25-30%, а бывает, что магазин предоставляет скидки всего лишь в 10-15%, вот вам и вся «черная пятница»! Сами ретейлеры объясняют нежелание делать большие скидки высокой стоимостью аренды, высоким налогообложением или любыми другими причинами, однако на самом деле причина одна – нежелание снижать прибыль.
Есть и другое объяснение того, почему в России продавцы в «черную пятницу» не слишком щедры к покупателям. Дело в том, что количество нерабочих праздничных дней в России намного превышает аналогичные количества в США и европейских странах. Поэтому наши ретейлеры охотно делают скидки по случаю иных праздников. Скидки небольшие, но и выбор у покупателя тоже не такой уж большой – придется привыкать. Или покупать нужный товар на порталах типа Avito, или через мобильное приложение. Там реально можно найти товар по очень низкой цене. Вот только устроит ли вас качество такого товара – это уже каждый ответит на такой вопрос по-своему.
Читайте также:
Но даже несмотря на большое количество праздничных дней и скидок, обороты розничной торговли в России пока не особо радуют. Если в 2016 году оборот розничной торговли вырос на 3%, то в 2017 году, когда экономический кризис закончился, он поднялся только на 1,2%. Многие крупные торговые сети, особенно торгующие одеждой и обувью, закрываются, а действующие торговые сети нередко сокращают число оффлайновых магазинов. Торговля постепенно переходит в интернет и в мобильные приложения, вот здесь обороты растут двузначными цифрами. И специальных дней для распродаж по дешевке не нужно, так как товар не залеживается, на недорогой товар всегда есть спрос, а у дорогостоящих мировых брендов всегда найдется своя лояльная аудитория, для которой размер скидки не так уж и важен. Так что «черная пятница» в России уже прижилась, но со своей спецификой: то, что вам в один прекрасный день «выбросят» одежду или парфюмерию из престижного дома моды по цене вьетнамского рынка, ожидать не следует. Покупателю остается только расслабиться и научиться радоваться даже небольшим скидкам. Или пользоваться мобильными приложениями, покупая товары от не самых престижных производителей, зато недорого.
Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического департамента Альпари