Пока идут жаркие споры, как изменится стоимость ОСАГО с 1 января 2019 года, есть категория, для которых страховка подорожает однозначно. Речь идет о такси. В январе Центральный Банк РФ расширил коридор базовых тарифов по ОСАГО, установив для такси максимальную ставку. Как иркутские службы такси будут справляться с повышенной нагрузкой и стоит ли ждать повышения цен на поездки? Об этом портал SIA.RU спросил профессиональных участников рынка.
«Страхование такси давно перешло в тень»
Илья Филиппенко, директор «Желтого такси 500-700»:
– На рынок такси нововведение не повлияет, ибо страхование такси давно перешло в тень. Застраховать такси в ОСАГО можно только через подкуп средних руководителей в страховых компаниях, либо у них же купить «непроводной» полис, который они не покажут начальству.
Ради интереса обратитесь в любые десять страховых компании Иркутска с вопросом: «Могу ли я застраховать машину такси?». Вам по телефону ответят: «Да, конечно». Но, когда придете в офис, окажется что «именно сегодня закончились бланки», «руководителя отдела нет на месте». На вопрос: «Дадите письменный отказ?» они улыбнутся и скажут: «Мы не отказываемся, просто человека нет на месте». А если попробуете застраховать такси онлайн, сервер зависнет и так далее.
Настоящая проблема с ОСАГО – огромный размах мошенничества: от нечистых на руку страховых агентов, которые собирают деньги и исчезают, до махинаций с оценками авто, подкупными экспертизами и судами, где за бампер ауди или мерседеса получают по триста тысяч рублей, а потом красят его за пять.
В общем, ни клиентам, ни владельцам автомобилей изменение цен на ОСАГО сейчас не аукнется.
«Для отрасли такси существеннее перспектива введения ОСГОПП»
Павел Стенников, пресс-секретарь сервиса «Максим»:
– Мы полагаем, что нововведение не повлияет на рынок такси. ОСАГО для такси и сейчас дороже, чем для легковых автомобилей, не занятых в коммерческих перевозках. Кстати, это трудно назвать обоснованным. Да, автомобиль такси проводит больше времени на дороге и теоретически больше рискует попасть в ДТП. Но по нашей статистике, в 80% ДТП с такси виновны другие участники дорожного движения. Это доказывает, что водители такси, особенно работающие на личных автомобилях, ездят безопаснее, чем обычные автовладельцы.
Для отрасли такси существеннее перспектива введения ОСГОПП (ред. – обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров). Законопроект, обязывающий таксистов наряду с ОСАГО страховать профессиональную деятельность. В 2018 году он прошел первое чтение и отложен до принятия нового закона о такси. В будущем водителям такси придется покупать два страховых полиса. И это при том, что у сервиса «Максим», например, эффективно действует своя корпоративная программа защиты пассажиров и водителей.
Страховать автомобили обязаны перевозчики – партнеры сервиса. Предполагается, что для опытных водителей ОСАГО не подорожает. А в такси в принципе могут работать только водители со стажем не менее трех лет.
Вряд ли первый этап либерализации ОСАГО повлияет на цену поездок. По данным Российского союза автостраховщиков, 80–85% водителей не приносят ущерб от ДТП, ездят аккуратно. Страховщики сейчас называют своей задачей увеличить стоимость страхования для тех 15–20% водителей, которые приносят убытки. С такими водителями «Максим», как и другие службы такси, не сотрудничает.
Если на каком-то этапе либерализации стоимость ОСАГО изменится критично, перевозчики вынуждены будут пересмотреть тарифы. Но пока об этом речи не идет.
«Я не говорю страховой, что машина используется как такси»
Александр, автовладелец, (имя изменено по просьбе комментатора):
– Я в такси подрабатываю, езжу на своем автомобиле. Конечно, я не говорю страховой, что машина используется как такси, это обошлось бы мне гораздо дороже. Тем, кто с наклейками ездят, им сложнее, конечно. Нас и так в угол загоняют со всех сторон. Но вы подумайте, сколько должна стоить поездка, чтобы все было по-правильному. Готовы платить?
Полис я покупаю электронный, через интернет. Страховую не выбираю особо – кто возьмется: у меня заднеприводный MARK-II, страховые их не любят. Нынешний полис обошелся мне в неполных девять тысяч рублей. Насчитают тридцать – буду думать.